Расчёт червячной передачи. Расчёт клиноремённой передачи, страница 2

      Для вписывания в стандартное межосевое расстояние awчервячную передачу проектируют со смещением инструмента при нарезании колеса. Коэффициент смещения:

.                                            (108)

При этом у червяка изменяется только начальный диаметр, который становится равным:

.                                          (109)

Диаметры вершин и впадин колеса также увеличиваются на удвоенное смещение:

,                                                  (110)

.                                    (111)

     По условию неподрезания и незаострения зубьев величину коэффициента смещения следует принимать в пределах –1 £ х2 £1. Начальный диаметр червяка:

                                                  (112)

        Начальный и делительный углы подъёма винтовой линии:

                                                 (113)

        Делительный диаметр колеса:                                                           (114)

      Максимальный диаметр колеса:                                           (115)

        Диаметры вершин и впадин червяка:                                        (116)

                                       (117)

        Длина нарезанной части червяка:

      при z1 = 1 или 2;                               (118)

      при z1 = 4.                               (119)

        Ширина венца колеса:

      при z1 = 1 или 2;                               (120)

      при z1 = 4.                               (121)

         Угол обхвата червяка:                                                              (122)

После определения скорости скольжения и уточнения коэффициента нагрузки определяют рабочее контактное напряжение по формуле:

.(123)

Окружное усилие на червяке, равное осевому усилию на колесе:

                                                   (124)

Окружное усилие на колесе, равное осевому усилию на червяке:

                                                   (125)

Радиальное усилие:                                                           (126)

Эквивалентное число зубьев колеса:                                    (127)

Коэффициент формы зуба определяют по учебнику [11]. Рабочее изгибное напряжение рассчитывают по формуле:

                                              (128)

Механический КПД червячной передачи:

                                                  (129)

где - приведенный угол трения; определяется в зависимости от скорости скольжения [11].

Расчёты червячной передачи выполняют по материалам и прочности червячного колеса. Геометрические параметры червяка при этом необходимо проверить на прочность и жёсткость. Такие расчёты являются составной частью уточнённого расчёта валов  (см. разд. 22).

      Тепловой расчёт червячного редуктора выполняют для предотвращения перегрева масла и потери его смазочных свойств. Из уравнения теплового баланса определяют максимальную температуру масла:

,                                    (130)

где t0— температура окружающего воздуха, град, в умеренном климате t0= 20°С (указать в техническом задании); P1 — мощность на быстроходном валу, Вт; КТ — коэффициент теплоотдачи; в закрытых небольших помещениях КТ = 8... 10 Вт/(м2×°С), в помещениях с интенсивной вентиляцией KТ= 14... 17, при обдуве корпуса вентилятором КТ  выбирают в зависимости от частоты вращения червяка (табл. 19):

Таблица 19

Частота вращения n1, об/мин

750

1000

1500

3000

Коэффициент теплоотдачи КT, Вт/(м2×°С)

17

21

29

40

       А — площадь теплоотдающей поверхности, м2, соприкасающейся с воздухом и омываемой внутри корпуса маслом, включая 70% площади поверхности рёбер и бобышек; определяется из эскиза корпуса редуктора либо по эмпирическому соотношению:

,                                                 (131)

где aw— межосевое расстояние, мм; y— коэффициент, учитывающий теплоотвод в раму или плиту (ymax = 0,3); КHE— коэффициент эквивалентности (см. разд. 11); ПВ — относительная продолжительность включения (см. разд. 4); [t] — допускаемая температура масла: [t] = 60...70°С — для редукторных масел, [t] = 100...120°С — для авиационных масел. При невыполнении условия (130) следует на вал червяка ставить вентилятор либо проектировать змеевик с проточной водой.