В данной работе спроектирован привод ленточного конвейера по следующим исходным данным:
Крутящий момент на валу барабана: Т = 600 Н×м;
Угловая скорость ленты: w = 6 рад/с;
Диаметр барабана: D= 500 мм;
Ширина ленты: В = 500 мм,
Тип цепной передачи: роликовая;
Коэффициент годовой нагрузки: кгод = 0,4;
Коэффициент суточного использования: ксут = 0,67;
Класс нагрузки: Н0,8;
Относительная продолжительность включения: ПВ = 0,4;
Срок службы: L = 8 лет,
Привод ленточного конвейера работает следующим образом: крутящий момент передается с вала асинхронного электродвигателя 1 на вал-шестерню I первой ступени редуктора 2. Далее через коническую прямозубую передачу (включающую в себя вал-шестерню 3 и колесо 4) вращающий момент передается на промежуточный вал редуктора II, на котором закреплена цилиндрическая шестерня 5 тихоходной ступени редуктора. При помощи прямозубой цилиндрической передачи (включающей в себя шестерню 5 и колесо 6) вращающий момент передается на выходной вал редуктора III, приводящий во вращение звездочку 7 открытой цепной передачи 8, которая, в свою очередь приводит во вращение приводной барабан 9 ленточного конвейера.
В данной работе рекомендуется [2] использовать трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели единой серии 4А. Для выбора двигателя необходимо знать мощность и частоту вращения на выходном валу.
Мощность на выходном валу Рвых, кВт [2]:
Рвых = Т×w, (1)
где Т – крутящий момент на валу барабана ( Т = 0,6 кН×м);
w – скорость ленты (w =1 м/с).
Из соотношения (1) требуемая мощность двигателя:
, кВт, (2)
где h – полный к. п. д. привода.
h = h1×h2×h3 (3)
где h1 – к. п. д. конической зубчатой передачи (h1 = 0,96 [1]);
h2 – к. п. д. цилиндрической зубчатой передачи (h2 = 0,96 [1]);
h3 – к. п. д. открытой цепной передачи (h3 = 0,94 [1]).
h = 0,96×0,96×0,94 = 0,866.
По формуле (2) рассчитана требуемая мощность электродвигателя:
кВт.
Частота вращения выходного вала [2]:
, об/мин, (4)
об/мин.
Ориентировочная частота вращения вала двигателя:
n = nвых×u, об/мин (5)
где u – ориентировочное передаточное отношение привода.
u = u1×u2×u3, (6)
где u1 – передаточное отношение конической зубчатой передачи (u1 = 3 [1]);
u2 – передаточное отношение цилиндрической зубчатой передачи (u2 = 4 [1]);
u3 – передаточное отношение открытой цепной передачи (u3 = 4 [1]).
u = 3×4×4 = 48.
По формуле (5) определена ориентировочная частота вращения двигателя:
n = 57,352×48 = 2751,6 об/мин.
В соответствии с требуемой мощностью и частотой вращения по табл. 2.2. [2] выбран электродвигатель 4А100S2У3.
Паспортные данные двигателя 4А100S2У3:
– номинальная мощность, Рном, кВт 4,0
– синхронная частота вращения nс, об/мин 3000
– скольжение, S, % 3,3
Номинальная частота вращения вала асинхронного двигателя, [1]:
, об/мин, (7)
об/мин,
Уточняем общее передаточное отношение привода:
u = nном/nвых, (8)
u = 2901/57,325 = 50,606.
Согласно [1] и по ГОСТ 2185-66 принимаем передаточное отношение открытой ступени u3 = 6,3, тогда передаточное отношение редуктора:
uр = u/u3, (9)
uр = 50,606/6,3 = 8,033.
Согласно [1] передаточное отношение редуктора разбивается по ступеням из условия равного погружения колес обеих ступеней в масляную ванну. Невыполнение данного требования может привести к необходимости постановки смазочной шестерни или дорогостоящей циркуляционной системы смазки.
Передаточное отношение быстроходной ступени [1]:
, (10)
.
Передаточное отношение тихоходной ступени [1]:
u2 = uр/u1, (11)
u2 = 8,033/3,61 = 2,225.
По ГОСТ 2185-66 приняты следующие передаточные отношения:
u1 = 3,55; u2 = 2,24.
После разбивки передаточного отношение определены мощность, частота вращения и крутящий момент на каждом валу.
Мощности на валах:
Pi = Pi-1×h, (12)
где Pi-1 – мощность на предыдущем валу, кВт;
h – к. п. д. соответствующей передачи.
Р1 = Рном = 4,0 кВт;
Р2 = 4×0,96 = 3,84 кВт;
Р3 = 3,84×0,96 = 3,686 кВт;
Р4 = 3,686×0,94 = 3,465 кВт;
Частоты вращения валов:
, (13)
где ni-1 – частота вращения предыдущего вала, об/мин;
ui – передаточное число соответствующей ступени.
n1 = nном = 2901 об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин.
Крутящие моменты на валах:
Ti = Ti-1×ui×hi, (14)
Крутящий момент на валу двигателя [2]:
, (15)
Н×м.
Крутящие моменты на валах рассчитаны по формуле (14):
Т1 = Тном. дв = 13,168 Н×м;
Т2 = 13,168×3,55×0,96 = 44,877 Н×м;
Т3 = 44,877×2,24×0,96 = 96,504 Н×м;
Т4 = 96,504×6,3×0,94 = 571,497 Н×м.
Исходные данные:
– крутящий момент на валу колеса, Т2, Н×м 44,877;
– передаточное отношение, u 3,55;
– частота вращения вала I, n1, об/мин 2901.
При мощности двигателя 4 кВт в качестве материала зубчатых колес целесообразно применить сталь средней твердости. Для зубчатых передач принята сталь 40ХН.
Шестерня имеет большую, чем колесо частоту вращения, следовательно испытывает большие нагрузки и твердость шестерни должна быть больше твердости колеса, что достигается закалкой токами высокой частоты, колесо для снижения внутренних напряжений подвергается улучшению.
Материал колеса и шестерни представлен в табл. 1.
Материалы зубчатых колес
Таблица 1
Шестерня |
Колесо |
|
Материал |
Сталь 40 ХН ТВЧ |
Сталь 40 ХН У |
НВ |
235-262 |
269-302 |
HRC |
48-53 |
48-53 |
Шестерня:
Допускаемое контактное напряжение sНдоп, МПа [2]:
, (16)
где SН – коэффициент безопасности (SН = 1,2 [2]);
– предельное контактное напряжение, МПа.
= 17HRC + 200, МПа, (17)
где HRC – твердость по Виккерсу (HRC = (53 + 48)/2 = 50,5).
= 17×50,5 + 200 = 1058,5 МПа.
Допускаемое контактное напряжение по формуле (16):
МПа.
Допускаемое изгибное напряжение sFдоп, МПа [2]:
, (18)
где SF – коэффициент безопасности (SF = 1,75 [2]);
– предельное изгибное напряжение, МПа (= 420 МПа [2]).
Допускаемое изгибное напряжение по формуле (18):
МПа.
Колесо:
Предельное контактное напряжение , МПа:
= 2НВ + 70, МПа, (19)
где НВ – твердость по Бринелю (НВ = (269+302)/2 = 285,5 МПа).
=2×285,5 + 70 = 641 МПа.
Расчетом по формуле (16) при SН = 1,1 [2], = 641 МПа получено = 582,727 МПа.
Предельное изгибное напряжение , МПа:
= 1,8×НВ, (20)
=1,8×285,5 = 513,9 МПа.
Расчетом по формуле (18) при SF = 1,75 [2], = 513,9 МПа получено
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.