Функция технической системы или элемента – свойство, выраженное действием ТС или элемента на внешний, относительно их, объект в конкретных условиях реализации действия. Например, функцией радиатора является передача тепла от охлаждающей жидкости в окружающую среду.
Автомобильный двигатель |
1. (Система) |
||||
Система питания |
Система смазки |
Система охлаждения |
Система электрооборудования |
2. (Элементы) |
|
Рис.2. Пример изображения элементной схемы технической системы «Автомобильный двигатель»
Очевидно, что элементной схемой нельзя однозначно представить конструктивное исполнение ТС, поскольку она не отражает взаимодействие элементов при реализации рабочего процесса, а также ее главную функцию. В этой связи, для иллюстрации связей между элементами ТС, используют функционально-элементные схемы.
Функционально-элементная схема – графическое изображение в условной форме (например, в виде прямоугольников) функционально значимых элементов ТС и их связей-взаимодействий (в виде стрелок, указывающих направление взаимодействия). Функциональное назначение каждого элемента поясняется текстом в его прямоугольнике или прилагаемой таблице функций. На рис. 3 и 4 представлены соответственно примеры изображения конструктивной и функционально-элементной схем системы управления фрикционным сцеплением автомобиля.
Рекомендация: для ускорения адаптации рабочей группы специалистов, привлекаемых к решению проблемы в конкретной технической системе, целесообразно использовать не исходные, часто сленговые названия элементов, а обобщенные, поясняющие их функциональное назначение.
Рис.3. Конструктивная схема системы управления фрикционным сцеплением автомобиля: 1 – педаль, 2 – пружина, 3 – тяга, 4 – вилка, 5 – муфта выключения сцепления (элемент надсистемы, воспринимающий управляющее воздействие)
1 педаль |
2 пружина |
3 тяга |
4 вилка |
||||||
Обобщенное название элемента: |
Элемент 1, преобразующий силу и перемещение |
Возвращающий элемент |
Транслирую- щий элемент |
Элемент 4, преобразующий силу и перемещение |
|||||
Функции элемента: |
Увеличение управляющего усилия водителя и реверс его управляющего движения |
Упругая фиксация элемента 1 в исходном положении |
Передача усилия и перемещения от элемента 1 к элементу 4 |
Увеличение управляющего усилия, реверс управляющего движения и передача управляющего воздействия муфте сцепления |
|||||
Рис.4. Функционально-элементная схема системы управления фрикционным сцеплением автомобиля
2. ФОРМИРОВАНИЕ МАССИВА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Для анализа исходной технической системы, нуждающейся в улучшении, формируют массив исходных данных в виде двух блоков информации.
Блок первичных исходных данных:
· Изделие или его чертеж;
· Техническое описание устройства и работы;
· Отзывы специалистов по производству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, утилизации.
Блок производных исходных данных:
· Конструктивная схема технической системы (может быть представлена наглядным техническим рисунком, эскизом общего вида, кинематической схемой аналогично рис.3, должна иметь пояснения с общедоступной терминологией);
· Элементная схема технической системы (аналогично рис.2);
· Функционально-элементная схема технической системы (аналогично рис.4);
· Описание главной функции технической системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.