ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СФУ
Кафедра «Автомобили и двигатели»
Практическая работа №6
Расчет дискового тормоза автомобиля ГАЗ 3110
Выполнил:
ст-т гр. ФТ 05-06
Храмов А. В.
Проверил:
Муромцев А. С.
Красноярск
2008
1.1 Исходные данные
Таблица
1
|
Параметр |
Обозначение |
Размерность |
Значение |
|
Масса автомобиля |
|
кг |
1790 |
|
Диаметр главного тормозного цилиндра |
|
мм |
40 |
|
Передаточное число педели |
|
5 |
|
|
КПД привода |
|
0,92 |
|
|
Максимальное усилие на педали |
|
Н |
500 |
|
Средний радиус фрикционной накладки |
|
0,116 |
|
|
Коэффициент трения |
|
0,4 |
|
|
Диаметры тормозных цилиндров соответственно передних и задних колёс. |
|
мм |
50 |
|
Радиус внутренней окружности фрикционной накладки тормозного механизма |
|
мм |
90 |
|
Радиус наружной окружности фрикционной накладки тормозного механизма |
|
мм |
142 |
|
Угол охвата фрикционной накладки |
|
|
85 |
1.2 Определение максимально возможного тормозного (требуемого) момента
При
торможении автомобиля происходит перераспределение нормальных нагрузок:
нагрузка увеличивается на колёсах передней оси и уменьшается на колёсах задней
оси. У легковых автомобилей статические нагрузки на переднюю и заднюю оси
практически одинаковы. При торможении нормальная нагрузка (реакция) на переднюю
ось ![]()

Рисунок 1
Тормозной момент соответственно на передней и задней осях для горизонтальной дороги найдем по формулам:


где
- сила тяжести автомобиля при полной нагрузке, H;
- база автомобиля (расстояние между осями передних и задних колёс), м;
- высота центра тяжести, м;
и
координаты
центра тяжести, в продольной плоскости автомобиля (рис.1);
- коэффициент сцепления шин с дорогой, ![]()
- радиус колеса, м.


1.2 Уточнение диаметров
и
тормозных
цилиндров и необходимого давления в тормозном гидроприводе

Рисунок 2
Тормозной механизм каждого колеса имеет две
фрикционные накладки 1, охватывающие с обеих сторон тормозной д
иск 2, установленный
на ступице колеса (рис.2). Фрикционные накладки прижимаются к тормозному диску
с помощью двух колёсных цилиндров.

Рисунок 3
Усилие, подводимое от педали к штоку поршня главного тормозного цилиндра, Н

Давление
жидкости в гидроприводе тормозной системы (3), создаваемое водителем при
давлении на педали ![]()

Нормальная
сила
, действующая на один порш
ень передних колес


Давление
в гидросистеме
необходимое для создания на поршне колесного цилиндра
с
давления ![]()

Давление в гидросистеме не
превышает
или
.
1.3 Расчет хода педали дискового тормоза
При расчете хода педали
дискового тормоза принимаем свободный ход поршня
, а зазор между поршнем и штоком главного цилиндра
и, наконец
Получаем при износе тормозной накладки
максимальный ход педали тормоза


Расчет не учитывает деформации гидропривода и жидкости.
Максимальный
ход педали тормоза не п
ревышает
допустимый - равный 150 мм.
1.4 Определение среднего удельного давления на фрикционную накладку тормозного механизма
Расчет ведем для передних колес, как наиболее нагруженных.

где
- площадь фрикционной накладки.



Удельное давление находится в допустимых пределах. Оно не превышает 2 МПа.
1.5 Удельная работа трения
Равна
отношению кинетической энергии, которой обладает автомобиль в начале торможения
со скорости
, к суммарной площади всех его тормозных накладок:

где
- удельная работа трения, Н.м/ см2
(Дж/см2);
- скорость (км/ч), с которой начинается торможение;
- масса полностью гружённого автомобиля, кг;
- суммарная площадь всех тормозных накладок
автомобиля, ![]()
![]()
![]()

Удельная работа трения не превышает допустимых пределов
![]()
1.6 Повышение температуры при однократном торможении

где
- удельная теплоёмкость материала тормо
зного диска, для стали и чугуна ![]()
- число затормаживаемых колес;
- масса диска одного колеса.
Масса
одного диска (
; толщина
;
)



Повышение температуры не превышает 15оС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.