Привод ленточного транспортера состоит из электродвигателя, ременной передачи, одноступенчатого червячного редуктора и муфты на выходном валу редуктора.
Исходные данные:
· кВт;
· рад/сек;
· тыс. час.
Определим требующую мощность электродвигателя
где общий КПД привода, определяемый как произведение КПД последовательно соединенных передач [1, стр. 9]
;
где КПД ременной передачи;
КПД червячной передачи.
кВ;
Примем двигатель AИР100L4:
· кВт;
· об/мин – синхронная частота вращения ротора двигателя;
· коэффициент скольжения.
Недогрузка составляет - что допустимо [2, стр. 31].
Определим номинальную частоту вращения вала электродвигателя
об/мин.
Рассчитаем значение суммарного передаточного отношения
об/мин;
где частота вращения выходного вала, об/мин;
об/мин;
Предварительно примем передаточное отношение ремня
, тогда ;
Примем стандартное значение передаточного отношения редуктора (червячной передачи) по ГОСТ 2144 - 93
;
об/мин.
что допустимо.
об/мин;
об/мин;
об/мин;
рад/с;
рад/с;
рад/с;
Нм;
Нм;
Нм;
кВт;
кВт;
кВт;
Кинематический расчет сводим в таблицу – Таблица 2.4.1
№ вала |
n, об/мин |
, рад/сек |
P, кВт |
Т, Нм |
||
1 |
1425 |
149,15 |
4,55 |
45,76 |
3 |
|
2 |
475 |
49,72 |
4,28 |
129 |
16 |
|
3 |
30 |
3,1 |
3 |
1445,3 |
Таблица 2.4.1 – Результат кинематического расчета
В качестве материала червяка примем среднеуглеродистую сталь 40НХ с поверхностной закалкой до твердости 50.
Ориентировочно определим скорость скольжения
м/с;
В качестве материала венца зубчатого колеса примем безоловяннистую бронзу БрА9ЖЗЛ [2, стр. 187], обладающую повышенными механическими характеристиками, но имеющую пониженные противозадирные свойства.
Допускаемое контактное напряжение выбираем из условия сопротивлению заеданию без учета числа циклов нагружений в зависимости от скорости скольжения [2, стр. 189]
МПа;
Предел выносливости зубьев колеса при изгибе
МПа.
Допускаемое напряжение при изгибе
;
где коэффициент долговечности;
;
где циклическая долговечность передачи;
;
МПа.
Определим межосевое расстояние
, где коэффициент расчетной нагрузки, предварительное значение ;
мм;
Примем стандартное значение по ГОСТ 2144 – 93 [2, стр. 190] мм;
Назначаем число витков червяка в зависимости от
;
Определим число зубьев колеса
;
Уточним фактическое значение
;
Определим осевой модуль зацепления
;
Примем стандартное значение по ГОСТ 2144 – 93 [2, стр. 193] мм;
Найдем коэффициент диаметра червяка
;
Определим фактическое значение межосевого расстояния
мм, так как полученное значение соответствует стандартному, то коэффициент смещения .
Определим делительные диаметры червяка и червячного колеса
мм;
мм;
Вычисляем делительный угол подъема линии витка червяка [2,стр.193]
;
Определим действительную скорость скольжения в зацеплении
м/с.
Проверяем передачу по контактным напряжениям
, где мм – начальный диаметр червяка.
, где коэффициент динамической нагрузки [2, стр. 193]
коэффициент концентрации нагрузки по деформациям деталей передачи
, где коэффициент деформации червяка [2, стр. 194];
- коэффициент режима [2, стр. 194];
;
;
МПа.
Проверяем зубья колеса по изгибным напряжениям
, где коэффициент формы зуба колеса,
окружная сила в зацеплении, Н;
Коэффициент определим в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса
[2, стр. 197]
;
.
Н.
МПа.
Определяем силы, действующие в зацеплении [2, стр. 195]
Н – окружное усилие;
Н – радиальное усилие;
Н – осевое усилие.
Определим геометрические параметры червячного зацепления [2, стр. 197]
мм – диаметр вершин витков червяка;
мм – диаметр впадин витков червяка;
мм – диаметр вершин зубьев колеса;
мм – диаметр впадин зубьев колеса;
мм – наибольший диаметр колеса;
мм – ширина венца колеса;
мм – длина нарезной части червяка;
Для шлифуемых и фрезеруемых червяков длину нарезной части червяка увеличивают при m < 10 на 25 мм [2, стр. 197]
мм.
Примем мм.
Температура масла в корпусе червячной передачи при непрерывной работе без искусственного охлаждения [4, стр. 232]
, где температура воздуха вне корпуса;
КПД червячной передачи;
коэффициент теплопередачи чугунного корпуса;
коэффициент отвода тепла от днища редуктора в основание;
допустимая температура масла;
кВт – мощность на червяке;
мплощадь поверхности корпуса, омываемая внутри маслом или его брызгами, а снаружи воздухом.
.
Литература
5 Леликов О. П. Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин. Конспект лекций по курсу « Детали машин ». – М.: Машиностроение, 2002, 440 с.
Определим диаметр выступающего конца вала:
, где МПа – допускаемое контактное напряжение [2, стр. 249];
Примем МПа;
мм;
Примем стандартное значение [3, стр. 372] мм.
Диаметр под подшипник мм, где мм – высота буртика вала [3, стр. 24].
Так как передача червячная, то кроме радиальных нагрузок возникают еще и осевые, поэтому примем по ГОСТ 27365 – 87 роликоподшипник радиально – упорный средней серии 7313.
Необходимо что – бы диаметр под подшипник соответствовал внутреннему диаметру предполагаемого подшипника, поэтому примем мм.
Диаметр под буртик подшипника мм, где мм – координата фаски подшипника [3, стр. 24].
Примем мм.
мм.
Зазор между поверхностью вращающихся колес и стенок корпуса:
, где мм – наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач;
мм.
На конце вала предварительно примем « Шпонка ГОСТ 23360 – 78 »
[3, стр. 405].
На диаметре под колесо предварительно примем « Шпонка ГОСТ 23360 – 78 »
Определим диаметр выступающего конца вала:
, где МПа – допускаемое контактное напряжение [2, стр. 249];
Примем МПа;
мм;
Примем стандартное значение [3, стр. 372] мм.
Диаметр под подшипник мм, где мм – высота буртика вала [3, стр. 24].
Так как передача червячная, то кроме радиальных нагрузок возникают еще и осевые, поэтому в качестве фиксирующей опоры примем по ГОСТ 27365 – 87 сдвоенный роликоподшипник радиально – упорный средней серии 7313.
Необходимо что – бы диаметр под подшипник соответствовал внутреннему
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.