Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
КГТУ
Кафедра ПиММэ
Расчетно-пояснительная записка к курсовому проекту
13.09.ДФ 170902 К6 10.00.00ПЗ
Выполнила студентка группы НТ 28-1
Астамонова Евгения Александровна
Руководитель курсового проекта
Кулешов Владимир Ильич
Красноярск 2001
Содержание
1.Кинематический расчет и выбор двигателя.........................................................4
1.1.Выбор двигателя..............................................................................................4
1.2.Кинематический расчет привода....................................................................5
2.Расчет быстроходной ступени................................................................................5
3.Определение основных параметров цилиндрической передачи………………7
4.Расчет тихоходной ступени……………………………………………………….8
5.Эскизное проектирование............................................................................……....9
6.Проверка прочности шпоночных соединений....................................….………11
7.Расчет цепной передачи……………………………………………………….....11
6.Расчет группового болтового соединения...............................................….…....13
9. Расчет валов и подшипников........................................................................…....16
9.1.Расчет тихоходного вала……………………………………………………..16
9.2.Расчет подшипников…………………………………………………………21
10. Смазка и регулировка зацеплений и подшипниковых опор................……....21
10.1.Смазка..........................................................................................................…21
10.2.Регулировка..................................................................................................…22
11. Описание конструкции привода конвейера...........................................……….22
Список литературы
Введение
Привод предназначен для приведения в движение конвейера.
Т.к. мы предполагаем пользовательские условия эксплуатации и рассчитываем на «неизвестного» потребителя, то расчет привода ведем по номинальной мощности.
При проектировании привода отступлений от кинематической схемы нет.
Проектирование данного привода ориентировано на мелкую серийность.
Аннотация
В процессе разработки курсового проекта был сконструирован привод конвейера, состоящий из электродвигателя, цилиндрического двухступенчатого редуктора и цепной передачи. Представлены расчеты передач и валов редуктора и цепной передачи. Подобраны подшипники и муфта для соединения валов электродвигателя и редуктора. Разработаны: сборочный чертеж редуктора, чертеж общего вида привода, рабочие чертежи зубчатого колеса, крышки и тихоходного вала.
Задание на курсовое проектирование
рис.1.1 |
Техническое задание
Привод, (рис.1.1) состоящий из цилиндрического редуктора, цепной передачи, электродвигателя.
Исходные данные
i = 0.4;
j = 0.6;
k = 0;
Твых = 378.48 кНм;
wвых = 3.5 ;
Сменность - 2;
Срок службы -6 тыс.час.
рис.1.2 Рис1.2 Циклограмма нагрузки |
Задание на проектирование
1. Сконструировать привод в соответствии с кинематической схемой (рис.1.1)
2. Предоставить расчеты передач и валов редуктора и цепной передачи. Подобрать подшипники и муфту.
3. Разработать чертежи: редуктора (сборочный чертеж), привода (общий вид) и чертежи деталей: цилиндрического колеса, тихоходного вала и крышки подшипника.
1.Кинематический расчет и выбор двигателя
Выходные параметры привода, определенные техническим заданием (в дальнейшем ТЗ) : выходная угловая скорость вращения приводного вала редуктора wвых = 33.42 выходная мощность на приводном валу редуктораPвых = 1.3 кВт;
1.1.Выбор двигателя
1.1.1.Определение потребной мощности электродвигателя
, [2,стр 4]
гдеPвых - мощность на приводном валу редуктора;hобщ - общий КПД привода;
, [1,стр 4]
где hi - КПД i-го по порядку механизма;
hз = 0.97 - КПД зубчатой передачи;
hоп =0.99- КПД опор;
hм = 0.98 - КПД муфты;
hц = 0.93 - КПД цепной передачи ;
hобщ=hз*hоп*hм*hц =0.68;
Рдв.потр.=1300/0.68;
Рдв.потр.=1.9кВт.
1.1.2Выбор марки электродвигателя
Pдв»Pдв.потр
Возьмем электродвигатель из таблицы [табл.24.8 с.377] «Конструирование узлов и деталей машин» П.Ф.Дунаев.
Дв. 80В2/2850;
Pдв = 2.2 кВт;
nдв = 2850 об/мин;
1.2.Кинематический расчет привода
1.2.1.Определение передаточного отношения привода
иобщ=nвых/nдв=2850/33.42=85.278;
иц – передаточное число цепной передачи иц=2.5, тогда передаточное число редуктора
иред= иобщ/ иц=42.639;
ит=0.95Ö иред=0.88Ö42.639=5.7; из стандартного ряда выбираем ит=6.3;
иб= иред/ ит=42.639/6.3=6.7; из стандартного ряда выбираем иб=7.1;
1.2.2.Определение чисел оборотов по валам привода
= 2850 об/мин;
n2=n1/иб=2850/7.1=401мин-1; [2,стр 7]
n3=n2/ ит=401/6.3=63.6 мин-1;
n4=nвых=33.42 мин-1;
1.2.4.Определение мощностей на валах привода
P1 = Pдв;
P1 = 2.2кВт;
P2 = P1/hц; P2 = 2.2/0.93=1.62кВт;
P3 = P2/hц; P3 = 1.62/0.93=1.539кВт;
P4 = P3/hц; P4 = 1.539/0.93=1.46кВт;
1.2.5.Определение крутящих моментов на валах привода
T1 = 9550Р1/n1=9550*2.2/2850=7.4 Н×м;
T2 = 9550Р2/n2=9550*1.62/401=38.58Нм ;
T3 = 9550Р3/n3 =9550*1.539/38.58=231Н×м;
T4 = 9550Р4/n4=9550*1.46/231=417.2 Н×м;
Шестерня (1) |
Колесо (2) |
|
Материал |
Сталь 40х |
Сталь 40х |
Т.о. |
Улучшение |
Улучшение |
Твердость |
269…302НВ |
269…302НВ |
750МПа |
750МПа |
[s]н=s0нlim/Sн, где s0нlim=2НВср+70=2*280+70=630 МПа;
Sн=1.1
[s]н=630/1.1=572.73 МПа;
V=n13ÖT2/u12yа/103Сv=28503Ö38.58*103/7.12*0.25/103*13=3м/с
Степень точности: 9
КНЕ=3ÖSN0(Ti/Tном)3Ni/N ; КFЕ=6ÖSN0(Ti/Tном)3Ni/N;
КНЕ=3Ö13i+y3j+z3k=3Ö130.4+0.53*0.6=0.832;
КFЕ=6Ö16i+y6j+z6k=6Ö16*0.4+0.56*0.6=0.8973.
NS2=tSnзnз260=6000*63.6*60=2289.6*104;
NS1= NS2uБ nз1/ nз2=1.83*108;
Эти значения определяем по таблице [2,с.82] в зависимости от твердости
NHG1=NHG2=20*106;
Для изгибной прочности NFG1=NFG2=4*106;
NHЕ2= КНЕ2* NS2=0.832*2289.6*104=1904*104;
NHЕ1= КНЕ1* NS1=0.832*1.83*108=1.5217*108;
Для изгибной прочности
NFЕ2= КFЕ2* NS2=0.8937*2289.6*104=2046.2*104;
NFЕ1= КFЕ1* NS1=0.8937*1.83*108=1.63*108;
Формула для определения [s] определяется по таблице [табл2.2, 1,с.8] в зависимости от термообработки и марки стали
[s]Hmax1=[s]Hmax2=2.8 sт=2100МПа;
[s]Fmax1=[s]Fmax2=2.7НВср=767.2МПа;
SH1=SH2=1.1 коэффициент запаса по контактной выносливости
[s]ОН12=(2НВср+70)/Sн=(2*280+70)/1.1=572.73МПа;
[s]ОF1,2=1.8HBср/SF1,2=1.8*280/1.75=288 МПа;
[s]F1=[s]ОF16ÖNHs/NFE1=203МПа;
[s]F2=[s]ОF26ÖNHs/NFE2=286.9МПа;
[s]Н=572.73 МПа;
Сталь 40Х т.о. улучшение
a’w=(u’+1)3Ö(8500/[s]Нu’)2T2KH/ya;
Коэффициент ширины ya=0.5;
Коэффициент неравномерности нагружения KHa=1;
Коэффициент динамичности KHV=1.1;
Коэффициент неравномерности нагружения по ширине зуба KHb;
Коэффициент неравномерности нагружения до приработки K0Hb=2.8;
Коэффициент учитывающий влияние режима работы на приработку Х
Х=Sti*ti/THtS=1i+xj+yk=1*0.5+0.5*0.6=0.8;
Коэффициент нагрузки KH= KHb* KHV* KHa
KHb= K0Hb(1-X)+X=2.8(1-0.8)+0.8=1.36>1.05;
KH=1*1.36*1.1=1.496;
aw=(7.1+1)3Ö(8500/(572.73*7.1))234.3*1.496/0.25=78;
Округляем до значения из стандартного ряда [2, с.51] aw=80мм
b2=aw*ya=80*0.25=20мм;
b1=1.12b2=22.4 =22мм;
m’=3.5F’t/b2[s]F2=3.5*490/(20*286.9)=0.34;
F’t=2T2/d’2=2*34.3*103/140=490H;
d’2=2awu’/(u’+1)=2*80*7.1/(7.1+1)=140мм;
Значение модуля округляем до m=1
z’S=2aw/m=2*80/1=160; zS=160;
z’1= zS/(u’+1)=160/(7.1+1)=19.7 z1=20;
z2= zS-z1=160-20=140;
u=z2/z1=140/20=7;
Отклонение передаточного числа от заданного
(u'-u)/u=(7.1-7)/7=0.00138*100=1.38%<4%;
[s]F2=T2103KFYF2(u+1)/b2mawu;
K0Fb=2.23, KHb= K0Hb(1-X)+X=2.23(1-0.8)+0.8=1.246;
KFa=1;
KFV=1.28;
KF= KHb* KFa* KFV=1.246*1.28*1=1.59;
YF – коэффициент формы зуба;
YF1=4.28 для шестерни,
YF2=3.6 для колеса;
sF2=34.3*103*1.59*3.6(7.1+1)/(20*1*80*7.1)=157.46МПа;
sF1=34.3*103*1.59*4.28(7.1+1)/(20*1*80*7.1)=187.2МПа;
[s]Hmax >=sHÖТпуск/TH=572.73Ö2=809.96 МПа;
[s]Fmax >=sF Тпуск/TH=286.9*2=573.8МПа;
d1=mz1=1*20=20мм;
d2=mz2=1*140=140мм;
Проверка: d1+d2=2aw=160мм;
da1=d1+2h*am=20+2=22мм;
da2=d2+2h*am=140+2=142мм;
dF1=d1-2m(h*a+c*)=20-2*1(1+0.25)=17.5мм;
dF2=d2-2m(h*a+c*)=140-2*1(1+0.25)=137.5мм;
где c*=0.25 норма бокового зазора
h*a=1
Окружная сила Ft=2T2103/d2=2*34.3*103/140=551H
Радиальная сила FR=Fttga=551*0.364=200H
Осевая сила FA=Fttgb=0 т.к в прямозубых передачах tgb=0
4. Расчет тихоходной ступени (расчет поводился с помощью ЭВМ)
Мощность на ведущем валу, кВт ………………………………1.62
Частота вращения шестерни, об/мин ………………………….63.6
Проектное передаточное число ………………………………..6.30
Расчетный срок службы, час …………………………………..6000
Материал шестерни …………………………………………….20Х ГОСТ 4543-71
Термообработка шестерни ……………………………………..Цементация
Материал колеса ………………………………………………..20Х ГОСТ 4543-71
Термообработка колеса ………………………………………...Цементация
Заготовка шестерни …………………………………………….Штамповка
Заготовка колеса ………………………………………………..Штамповка
Обработка выкружки шестерни ………………………………..Фрезерование
Обработка выкружки колеса …………………………………..Фрезерование
Тип зубьев ……………………………………………………….Прямой
Зуборезный инструмент шестерни……………………………...Фреза
Фактическое передаточное число ……………………………...6.13
Частота вращения шестерни, об/мин ………………………….401.00
Частота вращения колеса, об/мин ……………………………..63.65
Линейная скорость, м/с ………………………………………….0.57
Нормальный модуль, мм ……………………………………….1.75
Межосевое расстояние передачи, мм ………………………….100.00
Угол наклона зубьев ……………………………………………000’0”
Степень точности ………………………………………………9
Суммарный к-т перекрытия ……………………………………1.53
Угол зацепления зубчатых колес ………………………………20.390
Число зубьев шестерни …………………………………………16
Число зубьев колеса ……………………………………………..98
Коэфф. смещения исх контура шестерни ………………………0.0800
Коэфф. смещения исх контура колеса …………………………0.0642
Диаметр окружности вершин шестерни, мм …………………..31.775
Делительный диаметр шестерни, мм …………………………...28.000
Начальный диаметр шестерни, мм ……………………………...28.070
Диаметр окружности впадин шестерни, мм ……………………23.905
Ширина венца шестерни, мм …………………………………...45.00
Диаметр окружности вершин колеса, мм ………………………176.120
Делительный диаметр колеса, мм ………………………….……171.500
Начальный диаметр колеса, мм …………………………….……171.930
Диаметр окружности впадин колеса, мм ………………………..167.350
Ширина венца колеса, мм ………………………………….…….40.00
Контактное напряжение, МПа ……………………………………897.50
Момент на быстроходном валу, Нм ……………………………..38.58
Момент на тихоходном валу, Нм ………………………………...231.00
Суммарное давление на валу, Н ………………………………….3008.71
Окружное усилие шестерни, Н …………………………………...2827.23
Радиальное усилие шестерни, Н ………………………………….1029.11
Диаметры выходных концов d=25мм ; принимаю 30мм т.к. соединение через муфту
Диаметр вала под подшипник dп=20 принимаю dп=20мм
Диаметр вала без подшипника dбп= dп+3r=20+1.6*2=24.6мм принимаю dбп=26мм
Диаметр вала под подшипник dп=25 принимаю dп=25мм
Диаметр вала без подшипника dбп= dп+3r=25+3*1.6=32.68мм принимаю dбп=32мм
Диаметр под ступичной части вала можно принять dсdбп
Диаметр вала без колеса dбк=dс+3f=32+3*1=35мм принимаю dбк=25мм
Диаметры выходных концов d=32мм принимаю d=32мм
Диаметр вала под подшипник dп=38 принимаю dп=40мм
Диаметр вала без подшипника dбп= dп+3r=40+3*2=45мм
Диаметр подступичной части вала можно принять dсdбп
Ступицы для колеса
lст=lрасч+(3-5)мм
Ft=2T/ dс
A=lp(h-t1)
dст=1,5 dс
Ft=2827.23 Н
lp=18мм
A=54мм2
lст=30мм
dст=37.5мм
Ft=28.27.23 Н
lp=32мм
A=112мм2
lст=50мм
dст=67.5мм
Зазор между обрабатываемой поверхности и корпусом
Расстояние между торцовыми поверхностями колес двухступенчатого редуктора, выполненного по развернутой схеме
Расстояние между дном корпуса и поверхностью колеса b0=4a
a=10.5 мм с=3.5 мм
b0=42 мм
Основной материал корпусов – серый чугун марки не ниже СЧ15. Толщина стенок для чугунных отливок отвечающая требованиям технологии литья и необходимой жесткости корпуса редуктора, рекомендуется определять по формуле:
=2,6(0,1*231)1/4=5.7 мм принимаю 6 мм
Плоскости стенок, встречающиеся под прямым углом, сопрягаются дугами радиусом r и R
r0,5
R1,5
При плавном переходе толщин в отдельных местах корпуса
h4(2-)
2=1,5
r0,5
Конструктивное оформление приливов для подшипниковых узлов
Dп=Dф+4 мм
D=48 мм
=5мм
d=6 мм
z=4
1=1,2=6
2=(0,9_1) =5
Dф=D+(4_4,4)d=70
cd
D=53 мм
=5 мм
d=6 мм
z=4
1=1,2=6
2=(0,9_1) =5
Dф=D+(4_4,4)d=78
cd
D=76 мм
=6 мм
d=8 мм
z=4
1=1,2=7.2
2=(0,9_1) =6
Dф=D+(4_4,4)d=106
cd
Толщина стенки крышки корпуса 1»0,9³6 мм
1=5.5 мм
Размеры конструктивных элементов
f=0,4*1=0,5*5.5=3 мм
К=2,32d=2,32*10=23 мм принимаю=28 мм
С=1,1d=1,1*10= 11 мм принимаю=14 мм
D=2d=2*10= 20мм принимаю=24 мм
мм =10мм
Дополнительные болты с шагом lБ=(10-12)d=120 мм
b=1,5=1,5*6=9 мм
b1=1,51=1,5*5.5=8.25 мм
Допустимые уровни погружения колес в масляную ванну
»0,25*176=44 мм.
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Условие прочности:
смятия=2Т/(d(h-t1)(l-b)) [] смятия; [] смятия для шпонки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.