Вычерчиваем схему нагружения вала в горизонтальной плоскости YAZ, для чего совмещаем плоскость YAZ с плоскостью чертежа.
Определяем реакции опор в плоскости YAZ:
Н
Н
Проверка:
Рассчитываем изгибающие моменты по нагруженным участкам вала в горизонтальной плоскости YAZ
Н*м
Н*м
Определяем величины суммарных изгибающих моментов в сечениях вала по формуле:
Н*м
Н*м
Н*м
Н*м
Н*м
По полученным значениям строим эпюру изгибающих моментов (е).
Строим эпюру крутящих моментов Т, определяя по схеме привода нагруженные участки вала (ж).
Находим опасное сечение по
величине и
на
эпюрах. Из рисунка видно, что опасное сечение расположено под правым
подшипником.
Эквивалентный момент в этом сечении равен:
Н*м
Уточняем диаметр вала в опасном
сечении под подшипником, принимая допускаемое напряжение при изгибе МПа.
мм
Расчет показал, что диаметр вала
под подшипником можно уменьшить по сравнению с ранее принятым мм. Но мы не будем уменьшать исходя из
конструктивных соображений.
3.4. Расчет вала на усталостную прочность
;
МПа
МПа
;
,
Так как опасное сечение находится под подшипником, то
мм3
мм3
Концентраторами напряжений в этом
случае являются посадка и переходная галтель.
При посадке
МПа, то по
табл.
;
Галтель переходная, по табл. принимаем
,
,
,
,
Находим отношения:
;
В дальнейшем в расчеты
подставляем большие значения, принимаем 1.
Условия прочности выполняются, так как
3.5. Расчет подшипников на долговечность
Справочные данные подшипника 7311
мм
кН
кН
Исходные данные:
Н
Н
Н
Определяем осевые силы составляющие радиальных реакций
Н
Н
Определяем осевые нагрузки подшипников
Н
Н
Определяем отношения
По соотношениям
По таблице находим x и динамическую нагрузку на первый и второй подшипники
,
ч
Н
Н
Найдем динамическую грузоподъемность наиболее нагруженного подшипника
Н
Расчетная динамическая
грузоподъемность меньше базовой
.
Примем другой меньший подшипник. Справочные данные подшипника 7209.
мм
кН
кН
Определяем долговечность принятого подшипника
Условие выполняется.
3.6. Расчет цепной передачи
-
передаточное число
Округляем:
Главный параметр цепи - е шаг р, мм
Н*м -
момент на ведущей звездочке
,
,
,
,
- число
зубьев звездочки
- число
рядов цепи
-допускаемое
давление в шарнирах цепи, Н/мм2
Округляем
-
оптимальное межосевое расстояние, мм
-
стандартный шаг цепи
Тогда межосевое расстояние в шагах
(обычно
)
Вычислим число звеньев цепи
Округляем до ближайшего целого
числа .
Уточняем межосевое расстояние , мм
мм
-
монтажное расстояние
Рассчитаем длину цепи , мм
Определим диаметры звездочек, мм
Диаметр делительной окружности:
Ведущей
Ведомой
Диаметр окружности выступов:
Ведущей
-
коэффициент высоты зуба =0,7
-
коэффициент числа зубьев
-
геометрическая характеристика зацепления
-
диаметр ролика шарнира цепи
Диаметр окружности впадин:
Ведущей:
Ведомой:
Проверочный расчет:
Проверяем частоту вращения
ведущей звездочки , об/мин
-
частота вращения ведущей звездочки,
об/мин
-
допускаемая частота вращения
256 об/мин 787,4 об/мин
Проверяем число ударов цепи о зубья звездочек V, с-1
-
расчетное число ударов цепи.
с-1
с-1
3,18 с-1 26,6 с-1
Определяем фактическую скорость V, м/с
м/с
Вычислим окружную силу,
передаваемую цепью , Н
-
мощность на ведущей звездочке, кВт
Н
Давление в шарнирах цепи , Н/мм2 :
Н/мм2
А – площадь проекции опорной поверхности шарнира, мм2
,
Н/мм2
Проверяем прочность цепи по условию:
-
допускаемый коэффициент запаса прочности
-
разрушающая нагрузка цепи, Н
-
окружная сила, передаваемая цепью, Н
-
предварительное натяжение цепи от провисания ведомой ветви, Н
кг
м/с2
Н
-
натяжение цепи от центробежных сил, Н
кг
-
фактическая скорость цепи, м/с
819 –
условие выполняется.
Рассчитаем силу давления цепи на вал, Н
-
коэффициент нагрузки вала
Н
Для соединения выходного конца тихоходного вала редуктора и приводного вала рабочей машины принимаем зубчатую муфту.
Расчетный момент:
-
коэффициент режима нагрузки
Н*м
Принимаем муфту упругую втулочно - пальцевую 125-28
н*м
Н*м
Работоспособность муфты обеспечена.
Список используемой литературы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.