Западноевропейская философия ХIХ–XX вв. Марксистская философия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Материя это пассивные, неопределенный элемент действительности. А форма это фактор, который придает ей определенность и формирует ее. Применительно к человеку этой формой является душа. Все существующее в мире упорядочено в рамках определенной иерархии, на вершине которой находится чистая форма и чистый дух – «создатель и хранитель мира». Ниже находятся «чистые интеллигенции» - ангелы. Еще ниже, на бесконечном расстоянии от них – человеческий род. Еще ниже – животные, растения, мертвые  материальные элементы.

С точки зрения томизма, человек создан Богом для того, чтобы он мог служить ему и этому должна быть подчинена вся его земная деятельность.

Философское учение их представляет собой систему различных философских дисциплин, которые охватывают метафизику, гносеологию, натурфилософию, этику, эстетику и социологию. Основу неотомистской философии образует  метафизика, которая понимается как универсальная философская теория бытия. Она подразделяется на общую. И частную метафизику. Общая – считается наиболее универсальной из всех философских наук, так как ее принципы и понятия применимы ко всем частным философским и даже нефилософским теориям. Она делится на онтологию и естественную теологию. Частная (прикладная) метафизика – это философское учение о мире и человеке. Она имеет силу только для частных видов бытия. Содержание дисциплин, составляющих частную метафизику, складывается из приложения общих метафизических понятий и принципов, ограниченных сферами действительности и ступенями бытия (например, физическая природа, человек и т.д.).

Экзистенциализм – родоначальник Кьеркегор (датский философ). Крупнейшие представители: Хайдеггер и Ясперс из Германии, Сартр и Камю из Франции.

Экзистенциализм или «философия существования» – это одно из иррационалистических направлений современной западной философии. Понятие экзистенция играет главную роль и служит  основным пунктом всех философских построений. Существование предшествует сущности, его нельзя выразить в понятиях и постигнуть разумом. Его необходимо рассматривать не из вне, а изнутри, а это возможно только применительно к человеческому существованию. Исходный пункт – не существование объективного мира, а существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями.

Изменяется и задача философии. Она представляется не как исследование всеобщих форм бытия, а как открытие смысла существования человека. Только через уяснение смысла собственного существования человек может судить о том, что находится вне него, в окружающем мире. Сартр назвал человеческое существование «бытием для себя», а то, что окружает человека – «бытием в себе». Он противопоставил эти понятия и считал, что «бытие для себя» является первичным по отношению к бытию в себе.

Сведя сущность экзистенции к человеческому существованию и субъективным переживаниям индивида, экзистенциалисты отвергают научное познание, как форму адекватного осмысления мира. Ясперс писал о том, что научное познание вещей не есть познание бытия. Оно не может указать целей для жизни, а наука не может дать ответ на вопрос о ее собственном смысле.

Истинной формой философского познания выступает интуиция, которая понималась как иррациональный метод непосредственного видения, смысла, рассматриваемой реальности, как субъективные переживания личности.    

Взяв в контексте определяющего звена субъективный мир человека, экзистенциалисты сконцентрировали свое внимание на выяснении смысла человеческой жизни, места человека в мире и его назначении. Они полагали, что человек по своей природе таков, что он сам добровольно погружается в обыденность и тем самым лишает себя свободы и своего подлинного

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0