Лабораторная работа №4
Тема: Использование офисных технологий при учете отказов автомобилей на линии.
Цель: Необходимо создать приложение в MS Excel для учета неисправностей.
Общие положения
При эксплуатации автомобилей обычно ведется журнал (в бумажном виде) учета возникающих неисправностей на линии и обнаруженных при плановом техническом обслуживании. Данные журнала должны подвергаться обработке и анализу по многим параметрам. Например, получение по каждому автомобилю наработки на частичный и полный отказ - пробег между предыдущей и последней неисправностью, приведшей к данному типу отказа; пробег между отказами конкретной детали конкретного узла, агрегата или системы, а также уточнение причин этих отказов. Вся эта информация позволит установить межремонтные пробеги для отдельных деталей и своевременно планировать их заказ поставщикам запчастей и замену при плановом ремонте, не дожидаясь их отказа, исключив тем самым простой подвижного состава. В противном случае могут подвергнуться износу посадочные поверхности корпусной или базовой детали, цена которой несоизмеримо выше. Посадочные поверхности базовой детали можно подвергнуть восстановлению (путем наплавки, наварки, хромирования и т.д.) с последующей механической обработкой. Однако не имея необходимых технических условий на ремонт (зарубежные модели автомобилей) и соответствующего оборудования и приспособлений, сделать это практически невозможно даже в заводских условиях. Естественно, что обрабатывать всю эту многочисленную информацию вручную - весьма долго и неэффективно. Предлагаемая к внедрению разработанная программа учета неисправностей позволит практически мгновенно после занесения в нее всех необходимых данных проводить анализ причин и сроков (пробегов) возникновения неисправностей каждого автомобиля на предприятии.
На малом автотранспортном предприятии сбор, хранение и обработку данных по отказам автомобилей можно организовать в среде табличного процессора Excel. Для этого создаются рабочая книга. В ней ведется лицевая карточка (заполняется по путевым листам), на каждом из листов которой размещается информация отдельно по каждому автомобилю. На последнем листе книги ведется учет межремонтных пробегов агрегатов, узлов, систем и отдельных деталей (согласно ремонтным листам).
Таким образом, имея все необходимые данные по текущему пробегу установленных запасных частей от последней их замены на каждом автомобиле и сравнивая его с предыдущими межремонтными пробегами, определяемся с количеством и номенклатурой заказываемых запчастей, учитывая сроки их поставок.
Дополнительно можно также размещать в электронном виде различную информацию, которая позволит быстрее анализировать и принимать необходимое решение:
• наличие запасных частей на складе в виде электронного каталога (им удобно пользоваться при заказе запчастей) с разбивкой по агрегатам, узлам и системам, по каждой марке автомобиля (двигатель, сцепление, подвеска, ходовая часть);
• данные по расходу запасных частей с последующим вычислением суммарных и удельных затрат по каждому автомобилю и предприятию в целом;
• учет пробега автомобильных шин (автоматический расчет пробега, связь с лицевой картой);
• суммарный и удельный расход смазочных материалов по каждому автомобилю.
Порядок выполнения работы
1. Создание лицевой карточки автомобиля в Excel.
Технология создания электронной лицевой карточки (рисунок 4.1) состоит в следующем. В ячейки В4, С4 и D4 заносится накопленный пробег от последнего ТО-1, ТО-2 и ТОд (при ТОд – замена масел в агрегатах трансмиссии, смазка ступичных подшипников и т.д.) с прошлого года. Пробег на начало года заносится в ячейку J2. Пробег с начала эксплуатации определяется суммированием пробега на начало года и всех данных ежедневных пробегов в текущем году. Нормативная периодичность ТО-1 (в данном примере 4000 км) заносится в ячейку N2, нормативная периодичность ТО-2 – в ячейку N3, а нормативная периодичность ТОд – в ячейку N3.
В качестве примера проанализируем январские данные. В ячейки с синим фоном вносятся данные ежедневных пробегов. Для января это диапазон ячеек B8:AF8. В ячейке AG8 по формуле автосуммирования определяется месячный пробег. В строке 9 (диапазон ячеек B9:AF8) идет расчет накопленного пробега от последнего ТО-1, в строке 10– аналогичный расчет от последнего ТО-2, и в строке 11– ТОд.
Ячейке первого рабочего дня настоящего месяца присваивается значение наработки соответствующее последнему дню предыдущего месяца, при учете пробега за рассматриваемый первый день. Так, в ячейке В14:
=AF9+$B$13
Рисунок 4.1 – Лицевая карточка автомобилей
Формула в ячейке, например, D9 выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(C10="ТО-2";D8;ЕСЛИ(C9="ТО-";D8;ЕСЛИ(C9+D8>=$N$2;"ТО-1"; C9+D8)))
Прокомментируем данную формулу. Если в ячейке D10 появилась отметка ТО-2, производится сброс накопленного пробега для планирования ТО-1. Если в предыдущей ячейке С9 появилась отметка ТО-1, то значение С10 принимается равным ежедневному пробегу из соседней ячейки D8. Если накопленный пробег достигает значения нормативной периодичности ТО-1, то появляется надпись "ТО-1", в противном случае накопленный пробег увеличивается на величину ежедневного пробега.
Формула в ячейке D10 выглядит следующим образом:
=ЕСЛИ(C10="ТО-2";D8;ЕСЛИ(C10+D8>=$N$3;"ТО-2";C10+D8))
Здесь пробег накапливается до значения, равного нормативной периодичности ТО-2. В формулах ссылки на ячейки N2, N3 и N4 являются абсолютными для того, чтобы эти ссылки сохранялись при копировании формул.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.