∆Дрост = (ОП1 – ОП0) х Ц0,
ОП1, ОП0 – фактический объём продаж в отчётном и предыдущем периодах, шт.;
Ц0 – продажная цена предыдущего периода, руб.
Влияние фактора роста на затраты (∆Зрост) определяется по формуле:
∆Зрост = (Р1,пр – Р0) х ЦР0,
Р1,пр – количество ресурсов, необходимое для изготовления фактического количества продукции в отчётном периоде при сохранении соотношения «затраты-результаты» (производительности) на уровне предыдущего периода;
Р0 – количество ресурсов, использованных для изготовления фактического количества продукции в предыдущем периоде;
ЦР0 – цена ресурсов в предыдущем периоде, руб.
Произведём оценку влияния фактора роста на затраты по каждому виду затрат рассматриваемого предприятия, а именно, материальных (∆МЗрост), конверсионных (∆КЗрост), управленческих и коммерческих (∆УКЗрост).
Общее увеличение/уменьшение затрат в результате роста объёмов деятельности составляет:
∆Зрост = ∆МЗрост + ∆КЗрост + ∆УКЗрост
Изменение прибыли от продаж под воздействием фактора роста:
∆Прост = ∆Дрост - ∆Зрост
2). Компонент изменения прибыли за счёт ВОЗМЕЩЕНИЯ ЦЕНЫ показывает влияние изменений в ценах реализации производимой продукции и ценах приобретения необходимых для производства ресурсов на доходы и затраты, при условии сохранения производительности (соотношения «затраты – результаты») на уровне предыдущего периода.
Влияние изменения цены реализации продукции на доходы (∆Дцен) определяется по формуле:
∆Дцен = (Ц1 – Ц0) х ОП1,
Ц1 – продажная цена отчётного периода, руб./ед.
Влияние изменения цен приобретения необходимых для производства продукции ресурсов на затраты (∆Зцен) оценивается по формуле:
∆Зцен = (ЦР1 – ЦР0) х Р1,пр,
ЦР1 – цена ресурсов в отчётном периоде, руб.
Оценка влияния изменения цен приобретения ресурсов на затраты производится по каждому виду затрат: материальных (∆МЗцен), конверсионных на единицу производственной мощности (∆КЗцен), управленческих и коммерческих затрат (∆УКЗцен).
Общая величина экономии/перерасхода затрат за счёт снижения цен на используемые предприятием ресурсы составляет:
∆Зцен = ∆МЗцен + ∆КЗцен + ∆УКЗцен
Изменение прибыли за счёт цен составит:
∆Пцен = ∆ Дцен - ∆Зцен
3). Компонент изменения прибыли за счёт ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ позволяет оценить влияние эффективности использования ресурсов, производственных и административных мощностей на прибыль предприятия. Для оценки влияния производительности на прибыль применяется следующая формула:
∆Ппроизв = (Р1 – Р1,пр) х ЦР1,
Р1 – фактическое количество ресурсов, уровень производственных или административных мощностей, использованных при изготовлении продукции в отчётном периоде.
Оценка влияния производительности на прибыль производится по каждому виду затрат: материальных (∆МЗпроизв), конверсионных на единицу производственной мощности (∆КЗпроизв), управленческих и коммерческих затрат (∆УКЗпроизв).
Общее увеличение/снижение затрат за счёт изменения производительности составляет:
∆Зпроизв = ∆МЗпроизв + ∆КЗпроизв + ∆УКЗпроизв.
Изменение прибыли за счёт производительности:
∆Ппроизв = ∆Пцен + ∆Прост
Совокупное влияние компонентов: ∆Ппроизв = ∆Пцен + ∆Прост - Зпроизв
II уровень: реализации стратегии лидерства по затратам
Для более точного определения влияния эффективности выполнения стратегии развития предприятия на прибыль от продаж производится дополнительный анализ приведённых выше компонентов изменения прибыли и обособляются факторы роста рынка, дифференциации продукции и лидерства по затратам.
Изменение прибыли от продаж в результате изменения общего размера рынка (∆Прр) рассчитывается по формуле:
∆Прр = (∆ОПрр / ∆ОП) х ∆Прост,
∆ОПрр – изменение объёма продаж продукции за счёт изменения размера рынка;
∆ОП – общее изменение объёма продаж продукции (разность между фактическим объёмом продаж продукции в отчётном и предыдущем периодах).
Рост объёма продаж за счёт увеличения рыночной доли является результатом эффективного выполнения стратегии дифференциации продукции или стратегии лидерства по затратам. Изменение прибыли от продаж в результате изменения рыночной доли рассчитывается по формуле:
∆Прд = (∆ОПрд / ∆ОП) х ∆Прост,
∆ОПрд – изменение объёма продаж продукции за счёт изменения рыночной доли.
Общее увеличение/снижение прибыли от продаж в результате эффективного/неэффективного выполнения стратегии дифференциации продукции складывается из изменения прибыли за счёт увеличения/снижения рыночной доли и изменении прибыли за счёт возмещения цен:
∆Пдифф.пр = ∆Прд + ∆Пцен = ∆Прд + ∆Дцен - ∆Зцен
Совокупное влияние факторов роста/снижения рынка, стратегии дифференциации продукции, стратегии лидерства по затратам рассчитывается по формуле:
∆П = ∆Прр + ∆Пдифф.пр + ∆Плидер.затр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.