Основы предпринимательства на рынке потребительских товаров

Страницы работы

28 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный

торгово-экономический

 институт»

КОНСПЕКТ

лекции для студентов 3 курса

специальности «Экономика и управление в торговле»

на тему: «Основы предпринимательства

 на рынке потребительских товаров»

Разработал: д.э.н., профессор Ю. Л. Александров

Красноярск – 2006

Содержание

От автора

стр.

1.

Понятие предпринимательской деятельности: качества и требования ее организации.

2.

Предпринимательская деятельность на рынке потребительских товаров.

3.

Программа поддержки предпринимательства в Российской Федерации.

Литература

От автора

Реконструкция учебного процесса имеет в своей основе внедрение отличных от традиционных способов и приемов его организации. Настоящий конспект представляет попытку реализации одной из таких форм, посредством использования графической интерпретации и схематической иллюстрации основных положений лекций на тему: «Основы предпринимательства на рынке потребительских товаров».

По каждому из вопросов, выносимых на рассмотрение в течении двухчасовой лекции даны опорные сигналы, информация которых характеризует их содержание. Поэтому в процессе самостоятельной подготовки студент, используя данный конспект в качестве основы, сможет более глубоко изучать материал, вынесенный на лекцию, сформировать интересующие его вопросы и обосновать проблемы, возникающие перед ним, как будущим специалистом - сферы услуг.   

Подобный методический прием позволяет, проводить оперативное тестирование студентов, что не только расширяет масштабы изучаемого, но и устанавливает реальную обратную связь между лектором и слушателями и, более того, прививает будущему специалисту навыки использования такого эффективного инструмента управления, каковым являются тесты.

В лекции, содержание которой отражено в предлагаемом вниманию читателя конспекте, приведены три теста, ответ на которые позволит студенту (читателю) оценить свои собственные способности качества как предпринимателя. Вполне понятно, что подобная оценка весьма условна, но при детальной, углубленной ее проработке и использовании, сослужит хорошую службу в практической деятельности.

Беря на себя смелость за амбициозность высказанной позиции, прошу высказать Ваше мнение о необходимости таких методических разработок, как по форме вообще (нужны ли они?), так и по конкретному содержанию конспекта.

С уважением,                                                                 Ю. Александров

I.  Понятие предпринимательской деятельности: качества и требования к ее организации.

Предпринимательская деятельность (П. Д.) – способность человека использовать определенное сочетание ресурсов для организации дела принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Гражданский кодекс России определяет предпринимательскую деятельность: как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке». 

Рис. 1. Личностные качества предпринимателя



рис. 2. Личностные требования к выбору вида деятельности.


Оцените себя как потенциального предпринимателя, используя следующий тест.

Анкета 1

Качества

4

3

2

1

Инициатива

Ищет дополнительные задания, очень искренний

Находчив, смекалист при выполнении задания

Выполняет необходимый объем работ без указаний руководства

Безинициативный, ждет указаний

Отношение

к другим

Позитивное начало, дружелюбное отношение к людям

Приятный в обхождении, вежливый

Иногда  ним трудно работать

Сварливый и некоммуникабельный

Лидерство

Сильный, внушает уверенность и доверие

Умело отдает эффективные приказы

Ведущий

Ведомый

Ответственность

Проявляет ответственность при выполнении поручений

Соглашается с поручениями (хотя и не без протеста)

Неохотно соглашается с поручениями

Уклоняется от любых поручений

Организаторские способности

Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке

Способный организатор

Средние организаторские способности

Плохой организатор

Решительность

Быстрый и точный

Основательный и осторожный, осмотрительный

Быстрый, но часто делает ошибки

Сомневающийся и боязливый

Упорство

Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями

Предпринимает постоянные усилия

Средний уровень упорства и решимости

Почти никакого упорства

Шифр к анкете 1 в приложении 1.


Рис. 3. Соотношение предпринимательства и бизнеса


Подпись: Самая трудная задача предпринимателя –
создание результативной команды
 


О Вашей способности решить эту задачу Вы можете получить информацию, ответив на следующие вопросы (тест на макеавеллизм).

Категории сегодняшних предпринимателей России:

·  Бывшие теневики – им есть, что терять

·  Предприниматели по убеждению (фанаты)

·  Разрушители (потребность во власти)

·  Дилетанты

Анкета 2

Тест на макевиализм

Суждение

Не согласен

Нейтральное отношение

Согласен

полностью

отчасти

отчасти

полностью

1. Самый лучший способ управлять людьми - говорить им то, что они хотят слышать

1

2

3

4

5

2. Когда Вы просите кого-нибудь сделать что-то для Вас, не лучше ли сказать ему реальные причины, почему Вы хотите, чтобы это было сделано, чем выдумывать более весомые, чем на самом деле, причины  

1

2

3

4

5

3. Каждый человек, который доверяет кому-то кроме себя, навлекает на себя опасность (заботу, неприятности)

1

2

3

4

5

4. Продвигаться вперед трудно без срезания углов

1

2

3

4

5

5. Безопасно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все равно когда-то проявится

1

2

3

4

5

6. Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в случае  его полной уверенности в моральном праве на эти действия

1

2

3

4

5

7. Основная часть людей в своей основе добрые и хорошие

1

2

3

4

5

8. Не может быть ни каких аргументов в оправдании того, чтобы говорить кому-то неправду

1

2

3

4

5

9. Многие люди с большой легкостью забывают о смерти родителей, чем о потере своей собственности

1

2

3

4

5

10. Вообще-то говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить это делать

1

2

3

4

5

Шифр к анкете 2 в приложении 2.


ПРИЧИНА: свободная ниша на рынке, неудовлетворенные интересы потребителей

КАЧЕСТВА ПЕРИОДА:

- вера в успех

- готовность рисковать

- неистовая работоспособность

- смелость

«Л  И  М  О  Н  Ы»

 
- предприимчивость

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ:

Кратковременный  успех и обеспечение бурного роста

! Рост организации существенно отстает от управленческого потенциала

!ОПАСНЫЙ ВОЗРАСТ-

90% малых фирм терпят крах именно в этот период

· Период перехода от комплексного менеджмента к дифференцированному

· От интуитивного риска к расчетам специалистов

«П     Е     Р     С     И     К     И »

 
· ТРЕНИЯ

· Нарождение бюрократии

· К власти приходят опытные администраторы, талантливые специалисты заменяются послушными

·Самодовольное сознание завершенности движения вперед

· Торжество бюрократии

· Глухота к новым идеям

·Необходимость борьбы за выживание

· Формирование новой команды менеджеров, способных осуществить реорганизацию, реструктуризацию, эволюцию, революцию…

РОЖДЕНИЕ

ДЕТСТВО

ЮНОСТЬ

ЗРЕЛОСТЬ

СТАРЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Рис. 4. Жизненные циклы организаций в бизнесе


Рис. 5. Организационно-правовые формы предприятий


 


Рис. 6. Типичные принципы ведения бизнеса и управления (в США).



Рис. 7. Цель и стртегия предпринимательства.


Рис. 8. Условия успеха на рынке потребительских товаров.

Рис. 9. Ориентиры удовлетворения желаний потребителя

(Покупатель – хозяин  положения).

Рис. 10. Функции маркетинга. Маркетинг микс

Рис. 11. Концепция маркетинга

Рис. 12. Основы анализа и планирования предпринимательской деятельности на рынке потребительских товаров.

 


Рис. 13. Виды риска в бизнесе.

 


Рис. 14. Виды коммерческого риска.

Проверьте Вашу склонность к риску!

Отметьте тот ответ, который соответствует вашему выбору:

1. Вы являетесь победителем телевизионной игры-шоу. Какой приз себе выберете? а) 2 тыс. рублей наличныйми в) 50-процентный шанс в дальнейшем выиграть 4 тыс. руб.

с) 30-процентный шанс выиграть 10 тыс. руб.

d) 2-процентный шанс выиграть 100 тыс. руб.

2. Вы проиграли в покер 500 руб. Сколько бы Вы поставили на игру чтобы отыграть свои 500 руб.?

а) более 500 руб.

в) 500 руб.

с) 250 руб.

d) 100 руб е) ничего – Вы решили смириться с проигрышем сразу же.

3. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15 %. Что Выбудете делать, не имея дополнительной информации?

а) Буду держать эти акции без дополнительных приобретений и продаж.

в) Продам их и получу разницу.

с) Куплю еще больше этих же акций – возможно, их курс еще больше возрастет.

4. Курс Ваших акций неожиданно стал падать через месяц после их приобретения. Но основные показатели корпорации, акций которые Вы купили, выглядят убедительно. Что Вы будете делать?

а) Куплю еще. Если эти акции выглядели привлекательно при прежней цене, то при более низкой они стали еще более выгоднями.

в) Буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернется

Похожие материалы

Информация о работе