Планирование на предприятии: Методические указания для преподавателя по дисциплине, страница 2

Общей целью дисциплины является формирование у студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в торговле)» системы теоретических и методических знаний в области планирования показателей деятельности предприятия в современных условиях.

Общими средствами и методами обучения по дисциплине являются:

Средства обучения: УМК дисциплины, учебники и учебные пособия по дисциплине, периодические издания по проблемам управления и планирования предприятием.

Методы обучения: лекция, семинар, дискуссия, работа с литературой, задачи, хозяйственные ситуации, деловые игры.

Исходя из цели дисциплины, каждая тема курса решает конкретные задачи, связанные с приобретением знаний и умений.


Тема 1. Планирование как функция управления предприятием

Задачи обучения: знакомство студентов с понятиями планирование и прогнозирование, последовательностью процесса планирования, системой плановых расчетов и показателей, основных систем, концепций и типов планирования

Хронометраж и структура занятий:

Лекция 6 часов, семинар 2 часа.

Семинар (2 часа) Планирование: понятие, принципы, задачи, функции. Последовательность процесса планирования. Характеристика систем планирования (детерминированные, вероятные системы; реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное планирование).

Сравнительная характеристика основных концепций и типов планирования. Система плановых расчетов и показателей и их характеристика. Сравнительная характеристика планирования и прогнозирования.

После изучения темы студент должен знать: что такое планирование и прогнозирование, виды и типы систем планирования, основные принципы, задачи и функции планирования.

После изучения темы студент должен уметь:

отличать планирование от прогнозирования;

раскрывать сущность процесса планирования;

давать сравнительную характеристику основных концепций и типов планирования;

вести дискуссии по вопросам планирования и прогнозирования в системе управления предприятием.

Тема 2. Методы планирования деятельности предприятия

Задачи обучения: понятие и требования к методам планирования показателей деятельности предприятия. Виды методов планирования и их классификация. Характеристика основных качественных методов планирования (экспертные, нормативные методы; функционально-логическое планирование и др.). Характеристика основных количественных методов планирования (балансовый, экономико-статистический, экономико-математические методы и др.).

Хронометраж и структура занятий:

Лекция 6 часов, семинар 2 часа.

Семинар (2 час). Методы планирования: понятие, требования. Виды методов планирования и их классификация. Качественные методы планирования и их характеристика. Количественные методы планирования и их характеристика. Возможность использования различных методов планирования при плановом обосновании различных показателей деятельности предприятия. Сравнительная характеристика методов планирования.

После изучения темы студент должен знать:  что такое метод, требования к методам планирования, виды и их классификацию, количественные и качественные методы планирования.

После изучения темы студент должен уметь:

  использовать различные методы планирования деятельности предприятия;

  обосновывать выбор метода планирования при расчете плановых показателей различными способами.

Тема 3. Система планов на предприятии

Задачи обучения: виды планов предприятия и их классификация (по масштабам, по периодам; по целям, по объектам, по степени охвата объекта планирования, в зависимости от характера развития процесса, в зависимости от стратегии деятельности и т.д.). Система планов предприятия и их взаимосвязь.

Хронометраж и структура занятий:

Лекция 2 часа, семинар 1 час.

Семинар (1 час). Классификация видов планов предприятия. Система планов предприятия и их взаимосвязь.

После изучения темы студент должен знать: классификацию видов планов предприятия, систему и их взаимосвязь.

После изучения темы студент должен уметь:

различать технико-экономическое планирование от оперативно-производственного планирования.

Тема 4. Стратегическое планирование развития предприятия

Задачи обучения: познакомить студентов с сущностью, принципами, функциями стратегического планирования, характеристикой процедуры стратегического планирования, процесса стратегического планирования на предприятии, характеристикой его этапов.

Хронометраж и структура занятий:

Лекция 4 часа, семинар 1 час.