Уже отмечалась аналогия между системами сжатия данных и системами шумоподавления, поэтому неудивительно, что одним из лидеров в области сжатия аудиоданных является компания Dolby с ее не имеющими равных достижениями в области систем шумоподавления для магнитных лент аналоговых магнитофонов. Dolby АС-3 - принятый стандарт кодирования для наземного цифрового телевидения в США. Однако в действительности он был сначала реализован в кино, где получил название Dolby Digital. Данный стандарт разрабатывался для обеспечения многоканального цифрового звука фильмокопии формата 35 мм. Чтобы
5 Ричард Брайс
6. СЖАТИЕАУДИОДАННЫХ
фильмокопии Moi ли демонстрироваться в любом кинотеатре, было решено сохранить аналоговую дорожку неизменной, а новую цифровую оптическую дорожку поместить между ведущими отверстиями (перфорацией), как показано на рис. 6.2. Таким образом, ключевым фактором при определении максимальной практической скорости передачи битов было ограничение физического пространства (а не исходной полосы частот). Компания Dolby Labs проделала громадную работу по поиску формата канала, который наилучшим образом удовлетворял бы требованиям зрелищности фильма.
Рис. 6.2. Кодирование сигнала Dolby Digital на неэкспонированной пленке
Было установлено, что наличие пяти отдельных каналов - левого (L - left), правого (R - right), центрального (С - centre), левого окружающего (LS - left .surround) и правого окружающего (RS - right surround) - представляет.собой оптимальный баланс между необходимостью и излишеством. К ним был добавлен сверхнизкочастотный канал с ограниченной (1/10) полосой пропускания, и окончательный вариант системы стал называться 5.1. Формат Dolby Digital послужил компании Dolby Labs своего рода «трамплином» в разработке потребительских форматов для новых систем (ATSC) цифрового телевидения.
Подобно MPEG, стандарт АС-3 делит аудиоспектр каждого канала на узкие частотные полосы различных размеров, оптимизированные по отношению к частотной избирательности человеческого слуха. Это позволяет четко отфильтровывать шум кодирования, так что он остается только на частотах, очень близких к частотным составляющим кодируемого аудиосигнала. Понижая или полностью подавляя шум кодирования в те моменты, когда аудиосигнал, который должен его маскировать, отсутствует, можно субъективно сохранить качество звучания исходного сигнала. В этом смысле перцепционная система кодирования, в частности АС-3, фактически является одной из форм избирательной и мощной системы шумоподавления типа Dolby-А. Номинальная окончательная скорость передачи данных составляет 384 Кбит/с для цифровых бытовых форматов Dolby Surround 5.1 и 192 Кбит/с для двухканального распределения аудиосигналов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.