Ответы на вопросы № 55-82 к экзамену по дисциплине "Термическая обработка сталей и сплавов" (Диапазон регулирования скорости наплавления слитка. Переплав в атмосфере инертного газа), страница 4

Описание: Рис

Рис.5.2. Схема электронно-лучевых пушек с плавящимся (а) и неплавящимся (б) анодом: 1 – катод; 2 – фокусирующий электрод; 3 – электронный луч; 4 – ускоряющий анод; 5 – магнитная отклоняющая система; 6 – патрубки вакуумной системы

64. Высокие вакуум и температура, развитая реакционная поверхность и регулируемое время выдержки расплава обеспечивают большие возможности ЭЛП в деле очищения металлов от вредных цветных примесей. Испарение свинца, висмута, сурьмы, меди, олова, теллура, таллия, присутствующих в виде следов в сплавах на основе никеля, хрома, железа и с трудом удаляемых при ВДП, при ЭЛП происходит с наибольшей степенью полноты. Снижение концентрации этих элементов при однократном переплаве составляет в среднем не менее 60 % исходного содержания

65. Испарение серы, очень вяло происходящее на первом этапе рафинирования, интенсифицируется с поверхности расплава в кристаллизаторе. Хром и железо имеют близкие к сере константы скорости испарения, а потенциальные возможности десорбции марганца значительно выше. Поэтому использование ЭЛП с целью десульфурации стали, обязательно приведет к потерям легирующих элементов.

При оптимальных скоростях ЭЛП относительное снижение концентрации серы в низкоуглеродистых сталях и никельхромовых сплавах составляет 5–10 %, но увеличивается до 20–30 % с повышением содержания в сталях углерода и кремния, а также исходного содержания самой серы. Рафинирование расплава от фосфора ограничено еще более низкими значениями констант скорости испарения.                       В зависимости от типа сплава ЭЛП может сопровождаться либо незначительным снижением концентрации фосфора, либо даже некоторым повышением его содержания в слитке, обусловленным потерями основы сплава и легирующих элементов. В обоих случаях эти изменения не имеют практического значения в аспекте рафинирования. Поэтому полагают, что метод ЭЛП не предназначен для проведения десульфурации и дефосфорации, а требуемое низкое содержание серы и фосфора в слитке, как и для ВДП, должно быть обеспечено еще на этапе выплавки металла для расходуемой заготовки.

66. Благоприятные условия рафинирования в сочетании с оптимальной технологией производства расходуемой заготовки позволяют достигать при ЭЛП значительного повышения металлургической чистоты различных металлов, сталей и сплавов.          Для интересующей нас области производства стальных слитков обобщенные показатели рафинирования характеризуются следующими данными: содержание кислорода и азота в металле снижается на 40–60 %, НВ – на 50–65 %, вредных примесей цветных металлов – на 60–90 %. Причем показатели чистоты электронно-лучевых сталей, как правило, несколько лучше, чем у металла, полученного другими методами рафинирующих переплавов.

67. См 66 НВ-неметаллические включения

68. С увеличением массы слитков конструкционных сталей преимущества дегазации и дистилляции расплава в условиях ЭЛП становятся менее явными и задача обеспечения качества металла в сравнении с обычными методами производства слитков решается (как, впрочем, при ВДП и ЭШП) в большей мере не в результате повышения его чистоты, а путем поиска оптимальных условий формирования бездефектного слитка.

Подшипниковые стали.Эффективное рафинирование подшипниковых сталей от кислорода способствует уменьшению общего количества оксидов и их измельчению при равномерном распределении в металле (рис. 5.15). По этим показателям металл ЭЛП с использованием кристаллизаторов малого диаметра (100–150 мм) удовлетворяет самым жестким техническим условиям на подшипниковую сталь для сверхпрецизионных приборных подшипников. В этих случаях отмечается наименьшая загрязненность подшипниковой стали азотом и нитридами, вредными примесями, наибольшая физическая плотность металла.

В то же время отмечается снижение прокаливаемости подшипниковой стали ЭЛП, объяснимое испарением марганца. Поэтому такой металл рекомендуется использовать для малогабаритных подшипников.