Нормы литературного языка включают правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонаций, правил употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением, словообразованием.
Нормы делят на: 1) Орфоэпические; 2)Лексические; 3) Грамматические (словообразование, морфологические, синтаксические); 4) Стилистические; 5) Нормы правописания (пунктуационные, орфографические).
1) Произношение, ударение, использование интонации.
31) Образование слов
2) Употребление слов и устойчивых сочетаний в соответствии с их значением.
32) Образование форм слов разных частей речи.
33) Построение словосочетаний и предложений.
4) Употребление языковых единиц наиболее уместных в данной речевой ситуации.
52) Написание слов и форм слов.
51) Постановка знаков препинания.
Общее понятие об орфоэпических нормах.
Орфоэпические нормы – правило звукового оформления слов, частей слов, предложений, т.е. это правило произношения звуков, постановки ударения, использования интонации.
Орфоэпические нормы делят на: 1) Произносительные (нормы, правила произношения); 2)Акцентологические (правила простановки ударения); 3)Нормы использования интонации.
Орфоэпические нормы в устной речи изучает наука “орфоэпия”. Предметом изучения которой являются закономерности литературного произношения.
С орфоэпией тесно связана наука фонетика (раздел языкознания). Фонетика изучает звуковые средства связи.
Запомнить:
е) Атлет, афера, бытие, забредший, зев, отцветший, опека, оседлый, преемник, ярем.
ё) Блёклый, затёкший, манёвры, наёмник, новорождённый, одноимённый, остриё, платёжеспособный, щёлка.
Твердое произношение: Антитеза, генезис, диспансер, интервью, коттедж, майонез, отель, сервис, тезис, тенденция, тест, адекватный, компьютер, портер.
Мягкое произношение: Академия, демон, крем, кофе, музей, Одесса, пресса, рейтинг, сессия, термин, шинель, юриспруденция.
Беспрецедентный, будущий, следующий, дерматин, жаждущий, компрометировать, нюанс, чрезвычайный, конкурентоспособный, юрисконсульт.
Произношение согласных звуков:
ЧН – прочный, вечный, дачный, яблочный, беспечный, полуночный, взяточница.
ШН – конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, скучный.
Особенности русского ударения.
1) Существительное м.р. в род. падеже, ед. числа – ударение падает на окончание: зонт, . Исключения: Гусь, угол, .
2) Существительное 3 склонения с предлогами в, на – имеют ударение на окончание: в ночи, на печи, .
3) В краткой форме ж.р. ударение падает на окончание, а в краткой форме ср. и м. рода на ударение падает на основу:
Акцентологические нормы (нормы ударения)
Разноместность и подвижность ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя её ритмической организованности, но и являются различительными формами.
Причины изменения колебания ударения:
1) Влияние профессионализмов и других соц. диалектов
2) Влияние языка источника и языка посредника
Существенную роль в образовании вариантов ударения играет противоборство между разнонаправленности стремлении языка - ассоциации по сложности –стремление языка сохранить словообразовательную зависимость(. Ассоциация по сходству – стремление ударения уподобиться общему структурно-адаптивному набору слов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.