Литературный язык, как основы культуры речи. Понятие нормы. Виды норм литературного языка. Общее понятие об орфоэпических нормах., страница 2

Нормы литературного языка включают правила произношения звуков, постановки ударения, использования интонаций, правил употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением, словообразованием.

Нормы делят на: 1) Орфоэпические; 2)Лексические; 3) Грамматические (словообразование, морфологические, синтаксические); 4) Стилистические; 5) Нормы правописания (пунктуационные, орфографические).

1)  Произношение, ударение, использование интонации.

31) Образование слов

2)   Употребление слов и устойчивых сочетаний в соответствии с их значением.

32) Образование форм слов разных частей речи.

33) Построение словосочетаний и предложений.

4)   Употребление языковых единиц наиболее уместных в данной речевой ситуации.

52) Написание слов и форм слов.

51) Постановка знаков препинания.

Общее понятие об орфоэпических нормах.

Орфоэпические нормы – правило звукового оформления слов, частей слов, предложений, т.е. это правило произношения звуков, постановки ударения, использования интонации.

Орфоэпические нормы делят на: 1) Произносительные (нормы, правила произношения); 2)Акцентологические (правила простановки ударения); 3)Нормы использования интонации.

Орфоэпические нормы в устной речи изучает наука “орфоэпия”. Предметом изучения которой являются закономерности литературного произношения.

С орфоэпией тесно связана наука фонетика (раздел языкознания). Фонетика изучает звуковые средства связи.

Запомнить:

е) Атлет, афера, бытие, забредший, зев, отцветший, опека, оседлый, преемник, ярем.

ё) Блёклый, затёкший, манёвры, наёмник, новорождённый, одноимённый, остриё, платёжеспособный, щёлка.

Твердое произношение: Антитеза, генезис, диспансер, интервью, коттедж, майонез, отель, сервис, тезис, тенденция, тест, адекватный, компьютер, портер.

Мягкое произношение: Академия, демон, крем, кофе, музей, Одесса, пресса, рейтинг, сессия, термин, шинель, юриспруденция.

Беспрецедентный, будущий, следующий, дерматин, жаждущий, компрометировать, нюанс, чрезвычайный, конкурентоспособный, юрисконсульт.

Произношение согласных звуков:

ЧН – прочный, вечный, дачный, яблочный, беспечный, полуночный, взяточница.

ШН – конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, скучный.

Особенности русского ударения.

1) Существительное м.р. в род. падеже, ед. числа – ударение падает на окончание: зонт, . Исключения: Гусь,  угол, .

2) Существительное 3 склонения с предлогами в, на – имеют ударение на окончание: в ночи, на печи, .

3) В краткой форме ж.р. ударение падает на окончание, а в краткой форме ср. и м. рода на ударение падает на основу:

Акцентологические нормы (нормы ударения)

Разноместность и подвижность ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя её ритмической организованности, но и являются различительными формами.

Причины изменения колебания ударения:

1)  Влияние профессионализмов и других соц. диалектов

2)  Влияние языка источника и языка посредника

Существенную роль в образовании вариантов ударения играет противоборство между разнонаправленности стремлении языка  - ассоциации по сложности –стремление языка сохранить словообразовательную зависимость(. Ассоциация по сходству – стремление ударения уподобиться общему структурно-адаптивному набору слов.