осаждения металлов и методами газотермического напыления (ДМ, ГН и ПН) и работающих также в условиях динамических нагрузок, решающим признаком может оказаться коэффициент сцепляемости.
Примерные значения коэффициентов износостойкости, выносливости и сцепляемости, определенные по результатам исследований для наиболее распространенных методов восстановления, приведены в таблице.
Таблица 2.1 - Примерные коэффициенты износостойкости, выносливости, сцепляемости
Способ восстановления |
|||
Наплавка в диоксида углерода |
0,85…1,1 |
0,9…1 |
1 |
Вибродуговая наплавка |
0,85…1,1 |
0,62 |
1 |
Наплавка под слоем флюса |
0,90…1,2 |
0,82 |
1 |
Дуговая металлизация |
1,0…1,3 |
0,6…1 |
0,6…0,8 |
Газопламенное напыление |
1,0…1,3 |
0,6…1 |
0,6…0,8 |
Плазменное напыление |
1,0…1,5 |
0,7…1 |
0,6…0,9 |
Хромирование (электролитическое) |
1,0…1,3 |
0,7…1 |
0,6…0,8 |
Железнение (электролитическое) |
0,9…1,2 |
0,8 |
0,65…0,8 |
Электроконтактная наплавка (приварка) металлического слоя |
0,9…1,1 |
0,8 |
0,8…0,9 |
Ручная наплавка |
0,9…1,1 |
0,8 |
1 |
Электромеханическая обработка (высадка и сглаживание) |
0,9…1,1 |
1,2 |
1 |
Обработка под ремонтный размер |
1 |
1 |
1 |
Установка дополнительной детали |
1 |
0,8 |
1 |
Пластическое деформирование |
0,8…1 |
1 |
1 |
Из числа способов, отобранных по технологическому критерию, к дальнейшему анализу принимают те, которые обеспечивают коэффициент долговечности восстановленных поверхностей не менее 0,8.
Это обусловлено тем, что ресурс капитально отремонтированной машины или агрегата не должен быть менее 80 % ресурса новой машины (агрегата), т.е. ресурс восстановленной детали в капитально отремонтированном агрегате тем более не должен быть меньше 80 % ресурса новой детали.
Если установлено, что требуемому значению коэффициента долговечности для данной поверхности детали удовлетворяют два или несколько способов восстановления, оптимальный из них выбирают по технико-экономическому критерию, численно равному отношению себестоимости восстановления к коэффициенту долговечности для этих способов. Окончательно принимают тот способ, который обеспечивает минимальный критерий:
где — технико-экономический критерий; — затраты на восстановление i-й поверхности детали j-м способом, р.; — коэффициент долговечности восстановленной поверхности.
где q — коэффициент, учитывающий начисления на заработную плату; — часовая заработная плата производственных рабочих при восстановлении i-й поверхности детали j-м способом, р.; — стоимость машино-часа работы оборудования при восстановлении i-й поверхности j-м способом, р.; — время, затрачиваемое на восстановление i-й поверхности детали j-м способом, ч.
где — расходы на материалы за час работы при j-м способе восстановления, р.; — энергетические расходы за час работы (электроэнергия, сжатый воздух, газ и др.) при j-м способе восстановления, р.; — затраты на обслуживание и ремонт оборудования за 1 ч работы при j-м способе восстановления, р.; — стоимость оборудования при j-м способе восстановления, р.; a — норма амортизационных отчислений, р.; E — нормативный коэффициент эффективности; — требуемое число единиц j-го оборудования для устранения i-го дефекта у N деталей; N — годовое число деталей, подлежащих восстановлению (годовая программа); — коэффициент повторяемости i-го дефекта,
При обосновании способа затраты на восстановление i-й поверхности j-м способом также можно определить по формуле
где — себестоимость восстановления i-й поверхности j-м способом, р.; — удельная себестоимость восстановления i-й поверхности j-м способом, р/см2; — площадь восстанавливаемой поверхности, см2.
Примерные значения удельной себестоимости восстановления поверхностей различными способами (для учебных целей) следующие.
Способ восстановления |
Удельная себестоимость восстановления, р/см2 |
Наплавка в диоксиде углерода |
0,6.-0,8 |
Вибродуговая наплавка |
0,8.-1 |
Наплавка под слоем флюса |
1,2.-1,4 |
Дуговая металлизация |
0,8.-1,2 |
Газопламенное напыление |
0,8.-1,2 |
Плазменное напыление |
1—1,4 |
Хромирование электролитическое |
0,4—0,9 |
Железнение электролитическое |
0,05—0,5 |
Контактная наплавка (приварка) металлического слоя |
0,85...1,2 |
Ручная наплавка |
0,4.-0,6 |
Эпоксидные композиции |
0,3—0,6 |
Электромеханическая обработка (высадка и сглаживание) |
0,8.-0,9 |
Обработка под ремонтный размер |
0,08—0,14 |
Установка дополнительной детали |
0,4—1 |
Пластическое деформирование |
0,08—0,14 |
В результате дефекации картера КПП ЗиЛ 130 установлены основные дефекты детали и коэффициенты:
Определение способа восстановления дефектов
Выбор способа восстановления для дефекта №3 (Износ отверстия промежуточного вала):
1. Электроконтактная наплавка;
2. Вибродуговая наплавка:
Выбор способа восстановления для дефекта №5 (Износ отверстия под заднюю шейку оси блока шестерен заднего хода):
1. Электроконтактная наплавка;
2. Ручная наплавка:
Выбор способа восстановления для дефекта №6 (повреждение резьбовой поверхности):
1. Установка дополнительной детали;
2. Обработка под ремонтный размер:
Определяем себестоимость восстановления дефекта по выбранным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.