История русской философии: основные этапы и представители, страница 2

Идеология анархизма

(М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин)

         Анархизм – (в пер. с греч. – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью  освобождение личности от всех видов власти. Основой анархизма является индивидуализм и волюнтаризм.

Представителями анархизма в России был М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин.

М.А.Бакунин (1814-1876) - революционер, философ, публицист, один из основателей народничества.

Основные произведения: «Государственность и анархия»  (1873)

Бакунин учился в Петербургском артиллерийском училище (1826-1832), затем служил в армии. В 1834 г. вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился со Станкевичем и Белинским, стал участником их кружка. В 1840 г. уехал за границу, в Германию, где учился в Берлинском университете, затем стал заниматься общественно-политической деятельностью. Он установил связи с видными деятелями (Прудоном, Марксом и др.). Во время революции 1848-49 гг. был активным ее участником, за что дважды приговаривался саксонским и австрийским судом к смертной казни. В 1851 г. был выдан российскому правительству и после заключения в Петропавловской крепости сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки (через Японию и Америку в Англию) и вновь включился в революционное движение. В 1864 г. вступил в Международное товарищество рабочих (I Интернационал), пропагандировал анархизм. В 1872 г. был исключен из I Интернационала. Умер в Швейцарии.

            Философские идеи Бакунина в процессе его жизни претерпели большие изменения. От увлечения философией Гегеля с его примирением с действительностью («все действительное разумно, все разумное действительно») он пришел к противоположным  выводам.

Бакунин развивал свою теорию общества, считая, что законы общества – это продолжение законов природы. Основной закон – это закон социальной солидарности и закон свободы. Все зло проистекает из духовной и материальной несвободы человека. Одним из механизмов подавления личности является государство. Составным элементом человеческой свободы, согласно убеждению Бакунина,  является бунт. Если против законов природы бунт невозможен, то возможен бунт человека как социального существа против церкви и государства. («Радость разрушения есть творческая радость»). Но Бакунин не останавливался на идее разрушения, а утверждал последующее творчество.

 Узловой пункт бакунинского анархизма – концепция возникновения государства, его полного разрушения и установления общественного самоуправления. Государство Бакуниным считал злом, но зло исторически необходимо. Общество и государство – не одно и то же. Бакунин был против не против всякого государства, а против строго централизованного, авторитарного, бюрократического государства, освященного церковью. Такое государство является орудием авторитарно-деспотического управления, порабощения. Идеалом для Бакунина было общественное устройство, основанное на самоуправлении, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Будущее общество Бакунин определял как существующее на принципах равенства и справедливости, свободное от эксплуатации – социалистическое общество.

«Свобода! Только свобода полная свобода для каждого и для всех! Вот наша мораль и наша единственная религия. Свобода – характерная черта человека, это то, что его отличает от диких животных. В ней заключено единственное доказательство его человечности» (1, с.268-269)

«Я могу быть действительно свободным только среди людей, так же свободных, как я» (1, с. 274)

            «Существование Бога…является отрицанием человеческой свободы и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и практическому рабству» (1, с.43-45)

Литература

  1. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.,1987

2.  Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989 («Из истории отечественной философской мысли»)