Психология конфликта. Психологические теории личности. Закономерности общения и взаимодействия людей. Психологические особенности поведения в группах. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                   Лекции по психологии менеджмента

ЛЕКЦИЯ №    «ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА»

1.  Конфликт. Конфликтогены. Формулы и структура конфликта. 88

2.  Причины конфликтов. Динамика конфликта: три стадии его развития  с.95

3.  Стили конфликтного поведения с.131. Способы разрешения конфликтов с.137

ЛИТЕРАТУРА:

·  И.Е.Ворожейкин Конфликтология. Учебник. Москва. ИНФРА-М, 2001г.- 224с. – (Серия «Высшее образование»);

В.В. Шпалинский Психология менеджмента Учебное пособие. Москва Издательство УРАО, 2000.- с.89-98.

А.В. Морозов Деловая психология. Курс лекций. СПб: «Союз», 2002г.

1 вопр.

Напоминание о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, т.к. им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других.

Сегодня теоретики и практики управления всё чаще склоняются к мнению, что порой конфликты не только возможны, но и желательны. 

Конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия  при столкновении  несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Возможны и другие определения:

« Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами».

Интересную статистику приводят исследователи конфликтов: 80% конфликтов  возникает помимо желания их участников. Это связано с особенностями нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них (особенностях), либо не придаёт им значения.

Главную роль  в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия),  приводящие к конфликту непосредственно.

Сам по себе одиночный конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть цепочка конфликтогенов, их эскалация (на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных).

Следование принципам высокой морали диктует необходимость сдержаться в ответ на конфликтогены, быть выше и простить обиду. Но так бывает, однако, не часто. 

При изучении конфликтов выделяют три основных типа конфликтогенов:

·  Стремление к превосходству;

·  Проявление агрессивности;

·  Проявления эгоизма.

Как избежать конфликтогенов в процессе общения с другими людьми?

·  Надо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов (слово за слово) может привести к конфликту.

·  Необходимо проявлять эмпатию (сопереживание) к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия). 

Попробуем препарировать конфликт.

Конфликт= конфликтная ситуация + Инцидент

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент -  это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения.

Руководителю важно знать, что нельзя оставлять конфликт без внимания: это равносильно тому, что оставить в пустом доме тлеющие угли: пожара может и не случиться, но уж если  случится…

(и тот и другой легче предотвратить, чем потушить; фактор времени может стать решающим, т.к. и конфликт, и пожар страшны своим разрастанием )

Получив информацию о конфликте, рук-ль должен действовать, принимать меры, не дожидаясь разрастания конфликта.

Применительно к этой формуле разрешить конфликт – значит:

1.устранить конфликтную ситуацию,

2. исчерпать инцидент.

Жизнь показывает, что бывает много случаев, когда конфликтную ситуацию разрешить нельзя по объективным причинам. Поэтому из формулы конфликта вытекает, чтобы избежать конфликта, нужно проявлять осторожность, не создавать инцидента.

Ещё одна формула конфликта выглядит следующим образом:

Конфликтная ситуация+конфликтная ситуация+…= Конфликт.

Наложение двух или более конфликтных ситуаций может привести к конфликту.

Эта формула дополняет первую формулу конфликта (здесь каждая конфликтная ситуация  своим появлением играет роль инцидента для другой).

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов её формулировки. По этой причине ведущую роль в разрешении конфликта играет умение правильно определить и сформулировать конфликтную ситуацию.

ПО направленности конфликты делятся на

·  «горизонтальные» (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга),

·  «вертикальные» (задействованы лица, находящиеся в подчинении друг

Похожие материалы

Информация о работе