Структура и содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы |
I. Введение. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. |
Организует класс к уроку. Проверяет наличие тетрадей и литературы у учеников. Привлекает внимание учащихся вопросами, вовлекает их в дискуссию, приводит интересные примеры, фиксирует некоторые моменты на доске. В конце урока класс делится на 5 групп, идет короткая подготовка ко второму уроку-семинару, по результату которого будет проведена комплексная оценка усвоенных знаний (блиц-тест, фронтальный опрос, выступления по группам). Раздаются задания по группам (групповое выступление на заданную тему). |
Готовятся к уроку |
Инструктаж учителя |
II. Изучение нового материала. |
1. Определение предпринимательства - Что такое прибыль по вашему мнению? Для каких видов деятельности она характерна? … (ответами учеников учитель подводит к пониманию предпринимательства) 2. Определение прибыли В отношении прибыли среди экономистов нет единства мнения по двум пунктам: состав прибыли и законность ее существования. В марксистской экономической литературе прибыль рассматривается в качестве превращенной формы прибавочной стоимости, которая создается наемным трудом. В современной литературе распространена точка зрения о прибыли как о форме дохода владельцев предпринимательских услуг. - Какой из взглядов вам ближе? Почему? … Прибыль связана с комбинацией всех имеющихся факторов, от рационального использования факторов производства, в первую очередь труда и капитала, зависит и доходность каждого фактора в отдельности. Она является обобщающим финансовым показателем хозяйственной деятельности фирмы. Эта разность между выручкой от реализации продукции и суммой всех затрат предприятия на производство и сбыт. 3. Факторы содержания прибыли? Нет единства взглядов и в отношении оправдания ее существования. Марксисты выводят источник прибыли капиталиста из прибавочной стоимости, которая является разницей между стоимостью его рабочей силы (з/п). либеральные экономисты считают прибыль компенсацией за положительные действия предпринимателя. Для классиков прибыль – вознаграждение за риск, связанный с использованием факторов производства, возможность потерь в условиях рыночной неопределенности. Современные экономисты делают упор на связь между прибылью и перспективами, которые возникают перед предпринимателем. - Каков ваш взгляд на природу прибыли? … При всем разнообразии точек зрения на природу прибыли все экономические направления связывают ее с предпринимательством, со стимулом деятельности, с эффективностью предприятия в целом. Прибыль идет на личное потребление хозяина, создание резервов, дополнительные инвестиции, повышение з/п, выдачу премий и др. Получается некий замкнутый цикл: Деньги – Комбинация факторов производства – Товары и услуги – Возросшая сумма денег. - Давайте подведем итог содержания прибыли… - От чего неотделима прибыль? (от предпринимательской деятельности) - Показателем чего она является? (показателем успеха, хорошего управления) - Что стимулирует прибыль? (увеличение прибыли) - Гарантией чего она является? (гарантия развития предприятия) - Какие риски есть у предпринимателя? (спрос ниже ожидаемого, внешнеэкономические факторы и т.д.) 4. Источники дохода фирмы - Из чего может складываться основный доход предприятия? … (привести к понятию выручки от реализации товаров и услуг) - Какие расходы могут быть у фирмы? … (постоянные издержки, переменные издержки) - Что будет, если общие издержки фирмы равны всему совокупному доходу? … Разница между всеми расходами (издержками) и всеми доходами (валовой выручкой) составляют прибыль компании до уплаты налогов, называется валовой прибылью. Доля валовой прибыли в объеме продаж должна оставаться практически неизменной, так как она исчисляется после вычета в основном переменных издержек, их удельный вес может меняться в результате роста или падения цен. - Каким образом государство фиксирует наличие прибыли у фирмы? … (налоги) - А если речь идет об акционерных обществах, каким образом распределяется прибыль? … После выплаты налогов остается чистая прибыль – это является показателем эффективности работы фирмы. Прибыль делится на количество акций и подсчитывается показатель – прибыли в расчете на акцию. Если чистая прибыль распределяется между акционерами, то это означает, что компания выплачивает им наличные средства. - Как они называются? ... (дивиденды) На практике примерно ¼ часть прибыли распределяется в форме дивидендов на акции. Та часть прибыли, которая остается после выплаты дивидендов и создания фонда стимулирования управляющих, получила название нераспределенной прибыли. - По вашему мнению, куда может пойти эта прибыль? … (подвести к пониманию резервного фонда компании, реинвестирования – расширение производства) |
Слушают, записывают основные понятия в тетради, пытаются сформулировать ответы на основе полученной информации, пользуются учебником |
Рассказ, беседа, обсуждение проблемных вопросов |
III. Подведение итогов лекции. Разбивка на группы. |
Педагог оценивает активность учеников во время лекции и обсуждения вопросов. Рассказывает о примерных вопросах блиц-теста и критериях его оценки. Предлагает разбиться на 5 групп, сверить записи в тетрадях. Раздает задания по группам. После обсуждения задания учащиеся сами выбирают форму выступления: один ответчик от группы, 2-3 человека или, вся группа представляет задание. 1 группа Природа прибыли. 2 группа Объясните, почему получение прибыли связано с неопределенностью, риском, инициативой предпринимателя. 3 группа Что вы знаете об инвестициях и инвестиционных расходах? 4 группа Прибыль и монополия. 5 группа Основной и оборотный капитал фирмы. |
Сверяют записи в тетрадях в группе, распределяют задания внутри группы |
Частично-поисковый, ответы на дополнительные вопросы, работа в группе. |
IV. Домашнее задание. |
Прочитать параграфы учебника на заданную тему, ответить на вопросы в конце параграфа. Возможно использование дополнительной литературы. Подготовиться к Блиц-тесту и групповому выступлению. |
Записывают задание |
Инструктаж учителя |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.