Рынок капитала. Прибыль и ее распределение (План-конспект урока-лекции № 1), страница 2





Структура и содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

I. Введение. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Организует класс к уроку. Проверяет наличие тетрадей и литературы у учеников. Привлекает внимание учащихся вопросами, вовлекает их в дискуссию, приводит интересные примеры, фиксирует некоторые моменты на доске. В конце урока класс делится на 5 групп, идет короткая подготовка ко второму уроку-семинару, по результату которого будет проведена комплексная оценка усвоенных знаний (блиц-тест, фронтальный опрос, выступления по группам). Раздаются задания по группам (групповое выступление на заданную тему).

Готовятся к уроку

Инструктаж учителя

II. Изучение нового материала.

1. Определение предпринимательства

- Что такое прибыль по вашему мнению? Для каких видов деятельности она характерна?

… (ответами учеников учитель подводит к пониманию предпринимательства)

2. Определение прибыли

В отношении прибыли среди экономистов нет единства мнения по двум пунктам: состав прибыли и законность ее существования. В марксистской экономической литературе прибыль рассматривается в качестве превращенной формы прибавочной стоимости, которая создается наемным трудом. В современной литературе распространена точка зрения о прибыли как о форме дохода владельцев предпринимательских услуг.

- Какой из взглядов вам ближе? Почему?

Прибыль связана с комбинацией всех имеющихся факторов, от рационального использования факторов производства, в первую очередь труда и капитала, зависит и доходность каждого фактора в отдельности. Она является обобщающим финансовым показателем хозяйственной деятельности фирмы. Эта разность между выручкой от реализации продукции и суммой всех затрат предприятия на производство и сбыт.

3. Факторы содержания прибыли?

Нет единства взглядов и в отношении оправдания ее существования. Марксисты выводят источник прибыли капиталиста из прибавочной стоимости, которая является разницей между стоимостью его рабочей силы (з/п). либеральные экономисты считают прибыль компенсацией за положительные действия предпринимателя. Для классиков прибыль – вознаграждение за риск, связанный с использованием факторов производства, возможность потерь в условиях рыночной неопределенности. Современные экономисты делают упор на связь между прибылью и перспективами, которые возникают перед предпринимателем.

- Каков ваш взгляд на природу прибыли?

При всем разнообразии точек зрения на природу прибыли все экономические направления связывают ее с предпринимательством, со стимулом деятельности, с эффективностью предприятия в целом. Прибыль идет на личное потребление хозяина, создание резервов, дополнительные инвестиции, повышение з/п, выдачу премий и др. Получается некий замкнутый цикл: Деньги – Комбинация факторов производства – Товары и услуги – Возросшая сумма денег.

- Давайте подведем итог содержания прибыли…

- От чего неотделима прибыль? (от предпринимательской деятельности)

- Показателем чего она является? (показателем успеха, хорошего управления)

- Что стимулирует прибыль? (увеличение прибыли)

- Гарантией чего она является? (гарантия развития предприятия)

- Какие риски есть у предпринимателя? (спрос ниже ожидаемого, внешнеэкономические факторы и т.д.)

4. Источники дохода фирмы

- Из чего может складываться основный доход предприятия?

… (привести к понятию выручки от реализации товаров и услуг)

- Какие расходы могут быть у фирмы?

… (постоянные издержки, переменные издержки)

- Что будет, если общие издержки фирмы равны всему совокупному доходу?

Разница между всеми расходами (издержками) и всеми доходами (валовой выручкой) составляют прибыль компании до уплаты налогов, называется валовой прибылью. Доля валовой прибыли в объеме продаж должна оставаться практически неизменной, так как она исчисляется после вычета в основном переменных издержек, их удельный вес может меняться в результате роста или падения цен.

- Каким образом государство фиксирует наличие прибыли у фирмы?

… (налоги)

- А если речь идет об акционерных обществах, каким образом распределяется прибыль?

После выплаты налогов остается чистая прибыль – это является показателем эффективности работы фирмы. Прибыль делится на количество акций и подсчитывается показатель – прибыли в расчете на акцию.

Если чистая прибыль распределяется между акционерами, то это означает, что компания выплачивает им наличные средства.

- Как они называются?

... (дивиденды)

На практике примерно ¼ часть прибыли распределяется в форме дивидендов на акции.

Та часть прибыли, которая остается после выплаты дивидендов и создания фонда стимулирования управляющих, получила название нераспределенной прибыли.

- По вашему мнению, куда может пойти эта прибыль?

… (подвести к пониманию резервного фонда компании, реинвестирования – расширение производства)

Слушают, записывают основные понятия в тетради, пытаются сформулировать ответы на основе полученной информации, пользуются учебником

Рассказ, беседа, обсуждение проблемных вопросов

III. Подведение итогов лекции. Разбивка на группы.

Педагог оценивает активность учеников во время лекции и обсуждения вопросов. Рассказывает о примерных вопросах блиц-теста и критериях его оценки.

Предлагает разбиться на 5 групп, сверить записи в тетрадях. Раздает задания по группам. После обсуждения задания учащиеся сами выбирают форму выступления: один ответчик от группы, 2-3 человека или, вся группа представляет задание.

1 группа

Природа прибыли.

2 группа

Объясните, почему получение прибыли связано с неопределенностью, риском, инициативой предпринимателя.

3 группа

Что вы знаете об инвестициях и инвестиционных расходах?

4 группа

Прибыль и монополия.

5 группа

Основной и оборотный капитал фирмы.

Сверяют записи в тетрадях в группе, распределяют задания внутри группы

Частично-поисковый, ответы на дополнительные вопросы, работа в группе.

IV. Домашнее задание.

Прочитать параграфы учебника на заданную тему, ответить на вопросы в конце параграфа. Возможно использование дополнительной литературы. Подготовиться к Блиц-тесту и групповому выступлению.

Записывают задание

Инструктаж учителя