природой, эта культура не ориентирует общинников на социальный протест, социальную активность и борьбу с несправедливостью, наоборот, призывает к ненасилию, смирению, самосовершенствованию и любви ко всему живому.
2.2. Духовные традиции Древней Индии.
Духовные традиции Древней Индии были продиктованы двумя памятниками – Ведами и Упанишадами. Культура Древней Индии исконно ведическая. Пришедшие в Индию арии принесли с собой Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. Веды – это смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы.
Упанишады, появившиеся, примерно, в 800 г. до н.э., представляют собой следующий шаг в развитии религиозных представлений индо-арийцев. Они проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и ее значении для праведной жизни, смерти и бессмертии.
В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана.
Брахман – абсолютная реальность, абсолютная духовность. Вне его ничего нет, и все сущее заключено в Брахмане.
Атман – осознание индивидом собственного «я», завершающееся признанием тождественности Атмана и Брахмана.
Для индо-буддийской духовной традиции характерно слияние религии и философии. Упанишады дали толчок к формированию особых духовных традиций, и вскоре появилось шесть религиозно-философских школ. При всем своем единстве шесть школ классической индийской философии затрагивают различные стороны мировоззренческого отношения человека к миру и представляют собой различные способы его понимания. К этим школам относятся; миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика.
– Миманса занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношение. Жертвоприношения нужны для выполнения долга (дхармы), без чего невозможно высвобождение из оков кармы. Мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы.
– Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти. Умирая, индивидуальная душа возрождается.
– Санкхъя исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна и самостоятельна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа, слепого и хромого взаимно компенсирует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порождая новый строй явлений в мире Здесь же формируется и человек как единство чувств и тела. В его телесном бытии изначально заложено страдание. Избавление от страданий возможно лишь путем отделения духовного от материального, подавления телесного. Это и есть выход из круговорота рождений и смертей, достижение бесстрастия и свободы. Санкхья послужила идейной предпосылкой формирования буддизма.
– Йога разработала комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. В них входят средства самоограничения (аскетизма) и вхождения в состояние глубокой сосредоточенности и созерцательности. Уже Веды учили, что возможно достижение сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики, а в «Махабхарате» отмечалась возможность соединения учения санкхья с практикой йога. В дальнейшем в йога главным образом обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращения всякой умственной деятельности. Таким представляется в йога путь к приобретению власти над божеством.
– Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души. В целом ньяя близка к последней системе брахманизма – вайшешике.
– Вайшешика учит, что существует шесть видов положительной реальности (субстанция, качество, действие (карма), всеобщность, особенность, присущность) и один вид отрицательной реальности (небытие). Все физические объекты состоят из атомов, которые в вайшешике трактуются как несотворённые и вечные. Хотя физический мир создан из атомов, его движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы.
Духовная традиция Древней Индии опирается на идею скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей – это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Убийца обращается в хищное животное, похититель зерна – в крысу, вор мяса – в ястреба, убивший брахмана – в собаку или осла, брахман, который пьянствует или ворует, перевоплощается в моль или ужа, а всякий, оскверняющий брачную постель своего учителя, возрождается в виде терновника или кровожадного животного. Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов – это основные духовные традиции Древней Индии.
2.3. Система ценностей индо-буддийской культуры.
В основе ценностей индо-буддийской культуры лежит, во-первых, представление об Абсолютном духе, внешним выражением которого является земной мир. Вследствие этого во вселенной поддерживается порядок, господствует закономерная связь явлений и смена событий выдерживает ритм.
Во-вторых, в рамках всемирного закона личность свободна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.