Формы бытия
Материальное бытие – природная неограниченность; природное органическое; искусственный (вторая природа); социальный.
Идеальное бытие – объективно-идеальное (законы мышления); субъективно-идеальное (мечты); виртуальная реальность
Концепции бытия:
v Материалестическая концепция:
Материя – объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств);
Бытие — совокупность движущейся материи;
v Исторические формы материализма:
– стихийный (наивный) материализма;
– механистический материализм;
– диалектический материализм.
v Объективно-идеалистическая концепция
Идеальное — это самодостаточная реальность, существующая вне пространственно-временого континуума.
Бытие — существование и саморазвитие идеи.
Представители объективного идеализма: Платон; Г. В. Ф. Гегель
Субъективно-идеалистическая концепция
Бытие- это все существующие в рамках наших чувств и представлений; вне нашего сознания реальности не существует.
Представители: Дж. Беркли, И. Фихте, Д. Юм.
Основные категории онтологии
Субстанция— сущностная сторона бытия, предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления.
Переходы к определению субстанции:
· Монизм (идеалистический — Платон, Г. В. Ф. Гейгель; материалистический — П. Гольбах, К. Маркс)
· Дуализм (Р. Декарт)
· Плюрализм (материалистический — Демократ; идеалистический — Г. Лейбниц)
Проблемы построения единой картины мира.
Картина мира — система представлений о реальности, позволяющая дать ответа на вопрос о смысле и цели, происходящих в мире процессах.
Существуют различные картины мира:
· мифологическая
· религиозная
· философская (идеалистическая и материалистическая)
· научная (механическая, электромагнитная, квантово-волновая)
Характеристики картины мира
Картина мира включает в себя представления:
· об объектах, существующих в мире, их разнообразии, организации, взаимодействиях;
· о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце;
· об основных законах, правилах, которым подчиняються все элементы мира.
Модели единой картины мира:
ü Мифопоэтическая модель — интуитивное понимание человеком единства мира, представленное в системе мифов – единство пространственно-временных отношений, их сакрализация; тождественность природы и человека (синкретизм, панпсихизм) ; собственная логика упорядочивания бытия (бриколаж).
ü Вещественно- субстратная модель – единство физико-химического состава Вселенной; физико-химическое единство живой и неживой материи; единство основы генетического кода живых существование; теория Суперобъединения(единая теория поля)
ü Функциональная(номологическая) модель - наличие и функционирование единых законов Вселенной.
Сторонники: Пифагор, Г. Лейбниц, П. Лаплас;
· господствовала в XVIII- XIX веках;
· в XX веке открытие микромира, развитие неравновесной термодинамики и появление теории относительности ставит ее под сомнение.
Генетическая модель (глобальный эволюционизм) – мир эволюционирует по единым законам и в едином направлении; включает в себя теорию самоорганизации(синергетика) и антропный космологический принцип.
Космоцентризм — характерен для философии Древнего мира(Индия, Китай, Греция); человек - «микрокосм в макрокосмосе»
Теоцентризм — характерен для европейского Средневековья; человек — божественное творение, его роль - боагодатное созерцание творца; все происходящее в мире — божественная воля;
Антропоцентризм — появляется в эпоху Возрождения, господствует в Новое время; человек — творец собственной судьбы, истории, преобразователь природы.
Экоцентризм — начинает развитие на рубеже XX-XXI веков; человечеству необходимо придти к компромиссу между техногенными преобразованиями нашей планеты и сохранением ее пригодной для жизни последующих поколений.
Проблема движения и развития:
v Движение — это форма существования бытия, выражающая его активность, всеобщую связность и процессный характер.
v Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения системы, носящие упорядоченный и закономерный характер.
Направления развития — прогресс и регресс.
Характер развития — эволюционный и революционный.
Античность — развитие:
· абсолютно (Гераклит Эфесский)
· характерно только для мира вещей (Платон)
· циклично (стоицизм, Эмпедокл)
Средневековье: мир таков, каким его создал Господь.
Новое время — развитие по законам диалектики:
· идеалистической(Г. Гейгель, Ф. Шеллинг)
· материалистической(К. Маркс, Ф. Энгельс)
!!! Диалектико-материалистическая модель в наше время в нашей философии является основной.
Современные теории развития
Градуалистическая (эволюционистская) модель развития (Г. Спенсер) – постепенное развитие от простого к сложному;
Эмерджентизм (Л. Морган, А. Бергсон) – скачкообразное развитие, «творческий порыв»
Равновесно- интеграционная модель (Ле Данек, Л. Ф. Уорд) развитие идет по схеме: Равновесие – Неравновесие – Равновесия
Теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер): Конфликт – Равновесие – Конфликт
Детерминизм — учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо вещей и явлений вне этой универсальной взаимосвязи.
Индетерминизм — учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.