Формы бытия. Проблемы построения единой картины мира

Страницы работы

Содержание работы

Формы бытия

Материальное бытие – природная неограниченность; природное органическое; искусственный (вторая природа); социальный.

Идеальное бытие – объективно-идеальное (законы мышления); субъективно-идеальное (мечты); виртуальная реальность

Концепции бытия:

Материалестическая концепция:

Материя – объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств);

Бытие — совокупность движущейся материи;

Исторические формы материализма:

– стихийный (наивный) материализма;

– механистический материализм;

– диалектический материализм.

Объективно-идеалистическая концепция

Идеальное — это самодостаточная реальность, существующая вне пространственно-временого континуума.

Бытие — существование и саморазвитие идеи.

Представители объективного идеализма: Платон; Г. В. Ф. Гегель

Субъективно-идеалистическая концепция

Бытие-  это все существующие в рамках наших чувств и представлений; вне нашего сознания реальности не существует.

Представители: Дж. Беркли, И. Фихте, Д. Юм.

Основные категории онтологии

Субстанция— сущностная сторона бытия, предельное основание, к которому сводятся все конечные формы ее проявления.

Переходы к определению субстанции:

·  Монизм (идеалистический — Платон, Г. В. Ф. Гейгель; материалистический — П. Гольбах, К. Маркс)

·  Дуализм (Р. Декарт)

·  Плюрализм (материалистический — Демократ; идеалистический — Г. Лейбниц)

Проблемы построения единой картины мира.

Картина мира — система представлений о реальности, позволяющая дать ответа на вопрос о смысле и цели, происходящих в мире процессах.

Существуют различные картины мира:

·  мифологическая

·  религиозная

·  философская (идеалистическая и материалистическая)

·  научная (механическая, электромагнитная, квантово-волновая)

Характеристики картины мира

Картина мира включает в себя представления:

·   об объектах, существующих в мире, их разнообразии, организации, взаимодействиях;

·  о пространстве и времени, их конечности и бесконечности, начале и конце;

·  об основных законах, правилах, которым подчиняються все элементы мира.

Модели единой картины мира:

ü  Мифопоэтическая модель — интуитивное понимание человеком единства мира, представленное в системе мифов – единство пространственно-временных отношений, их сакрализация; тождественность природы и человека (синкретизм, панпсихизм) ; собственная логика упорядочивания бытия (бриколаж).

ü  Вещественно- субстратная модель – единство физико-химического состава Вселенной; физико-химическое единство живой и неживой материи; единство основы генетического кода живых существование; теория Суперобъединения(единая теория поля)

ü  Функциональная(номологическая) модель - наличие и функционирование единых законов Вселенной.

Сторонники: Пифагор, Г. Лейбниц, П. Лаплас;

·  господствовала в XVIII- XIX веках;

·  в XX веке открытие микромира, развитие неравновесной термодинамики и появление теории относительности ставит ее под сомнение.

Генетическая модель (глобальный эволюционизм) – мир эволюционирует по единым законам и в едином направлении; включает в себя теорию самоорганизации(синергетика) и антропный космологический принцип.

Космоцентризм — характерен для философии Древнего мира(Индия, Китай, Греция); человек - «микрокосм в макрокосмосе»

Теоцентризм — характерен для европейского Средневековья; человек — божественное творение, его роль -  боагодатное созерцание творца; все происходящее в мире — божественная воля;

Антропоцентризм — появляется в эпоху Возрождения, господствует в Новое время; человек — творец собственной судьбы, истории, преобразователь природы.

Экоцентризм — начинает развитие на рубеже XX-XXI веков; человечеству необходимо придти к компромиссу между техногенными преобразованиями нашей планеты и сохранением ее пригодной для жизни последующих поколений.

Проблема движения и развития:

v  Движение — это форма существования бытия, выражающая его активность, всеобщую связность и процессный характер.

v  Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения системы, носящие упорядоченный и закономерный характер.

Направления развития — прогресс и регресс.

Характер развития — эволюционный и революционный.

Античность — развитие:

·  абсолютно (Гераклит Эфесский)

·  характерно только для мира вещей (Платон)

·   циклично (стоицизм, Эмпедокл)

Средневековье: мир таков, каким его создал Господь.

Новое время — развитие по законам диалектики:

·  идеалистической(Г. Гейгель, Ф. Шеллинг)

·  материалистической(К. Маркс, Ф. Энгельс)

 !!! Диалектико-материалистическая модель в наше время в нашей философии является основной.

Современные теории развития

Градуалистическая (эволюционистская) модель развития (Г. Спенсер) – постепенное развитие от простого к сложному;

Эмерджентизм (Л. Морган, А. Бергсон) – скачкообразное развитие, «творческий порыв»

Равновесно- интеграционная модель (Ле Данек, Л. Ф. Уорд) развитие идет по схеме: Равновесие – Неравновесие – Равновесия

Теория конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер): Конфликт – Равновесие – Конфликт

Детерминизм — учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо вещей и явлений вне этой универсальной взаимосвязи.

Индетерминизм — учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0