течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению. К видам отдыха Кодекс относит перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Согласно ст. 110 ТК продолжительность еженедельного отдыха не может быть менее 42 часов. Здесь без изменений воспринят текст ст. 59 КЗоТ, хотя ее применение на практике вызывало неоднозначное толкование.
Дело в том, что соблюсти указанную в законе продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не всегда возможно. Например, при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха в отдельные недели может быть и менее 42 часов, однако в среднем за учетный период продолжительность этого отдыха должна быть не менее 42 часов.
Существенные изменения Трудовой кодекс внес в ст. 65 КЗоТ «Праздничные дни». Прежде всего, ст. 112 ТК озаглавлена: «Нерабочие праздничные дни», что отличает эти дни от других праздничных дней, профессиональных праздников и памятных дней, а во-вторых, подчеркивается, что в эти, указанные в ст. 112, дни работа в организациях не производится, в чем и заключается правовое различие нерабочего праздничного дня и обычного выходного (выходных) дня, предоставляемого для отдыха.
Статья 113 ТК, запрещающая работы в выходные и нерабочие праздничные дни и предусматривающая исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, на первый взгляд, - аналог ст. 63 КЗоТ.
Однако это не так. Статья 63 КЗоТ регулировала порядок привлечения отдельных работников к работе в выходные дни и только в исключительных случаях. Трудовой кодекс разрешает привлечение работников к работе как в выходные дни, так и в нерабочие праздничные дни по любым причинам, было бы на это получено письменное согласие работника.
Кроме того, ныне действующее трудовое законодательство в нормах, регламентирующих право на отдых и предоставление ежегодных дополнительных отпусков, содержит ряд правовых пробелов.
Первый пробел касается реализации права на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных или опасных условиях труда. Перечень таких работников, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.[20] уже устарел, поэтому в качестве предложения по урегулированию данного вопроса, следует высказаться за скорейшее принятия Правительством РФ соответствующего нормативного акта.
Во-вторых, Трудовой кодекс в статье 118 упоминает предоставление ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда. В тоже время, законодательной регламентации понятия «особый характер труда» до сих пор нет. Поэтому, на наш взгляд, следует внести изменения в Трудовой кодекс России и именно в нем отразить законодательную формулировку данного понятия. Кроме того, Правительству Российской Федерации следует обратить внимание на отсутствие нормативного правового акта, который мог бы регламентировать перечень работников, которым устанавливается отпуск
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.