материальной ответственности на предприятии) и технико-технологические (применяемые типы кассовых аппаратов и кассовых кабин; применяемая контролером-кассиром технология обслуживания покупателей, соответствие мощности кассового узла интенсивности покупательских потоков и др.).
Проведем аналогию с предприятием МУП «Горводоканал». Очевидно, что на деятельность предприятия влияют те же группы факторов. Например, такие технико-технологические факторы, как применяемая технология поступивших заявок (бумажная или на основе средств вычислительной техники), соответствие количества рабочих бригад объему выполняемых работ, продолжительность выполнения работ; экономико-организационным фактором может быть себестоимость воды, стоимость проводимых работ, материальные затраты на проводимые работы и т.д. Кроме того, эти группы факторов состоят из еще большего количества других показателей (например, стоимость проводимых работ зависит от стоимости оплаты рабочему в час).
Таким образом, видно, что предприятие МУП «Горводоканал» тоже является своего рода системой массового обслуживания.
5.1.2. Классификация систем массового обслуживания
Существующие варианты заявок, особенности их обслуживания и образования очередей, расположение, количество и организация каналов обслуживания послужили причиной появления большого разнообразия СМО. Для облегчения процесса моделирования следует пользоваться классификацией СМО по различным признакам, для которых пригодны определенные группы методов и моделей теории массового обслуживания, упрощающие подбор адекватных математических моделей к решению задач обслуживания в коммерческой деятельности предприятия.
Наиболее распространенные виды СМО представлены в виде классификационной структуры (см. рис. 5.1). В целом структура включает в себя следующие десять основных классификационных признаков: организация потока заявок, количество каналов обслуживания, характер образования очереди, ограничения на очередь, дисциплина очереди, характеристика каналов, расположение каналов, вид ограничений на очередь, правила отбора заявок, наличие и характеристика приоритета. Перечисленные признаки являются ключевыми в проведении исследования и позволяют подобрать перечень необходимых и достаточных характеристик СМО в самом начале решения.
По числу каналов обслуживания СМО разделяют на одноканальные и многоканальные. К одноканальным СМО можно отнести практически любой вариант локального обслуживания, например выполняемые на рабочем месте операции одним рабочим, диспетчером, машинистом. В зависимости от взаимного расположения каналов системы подразделяются на СМО с параллельными каналами и с последовательными. В СМО с параллельными каналами входной поток заявок является общим и поэтому заявки могут обслуживаться любым свободным каналом, например свободной рабочей бригадой. В таких СМО очередь можно рассматривать как общую.
Рис. 5.1. Классификация систем массового обслуживания
Таким образом, МУП «Горводоканал» является многоканальной системой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.