Состояние ТПС и МВПС ЖДТ Украины
Показатели |
Тепловозы |
Дизель-поезда |
Электровозы |
Эл.поезда |
Наличие на 01.01.98 г., ед. |
3124 |
216 |
1872 |
1465 |
Износ, % |
66 |
79 |
76 |
71 |
Норма среднегодового обновления, % |
5,0 |
5,0 |
3,3 |
3,6 |
Фактическое среднегодовое обновление за 1992-1997 гг., % |
0,01 |
0,6 |
0,3 |
0,8 |
Потребное среднегодовое обновление в 1998-2003 гг., % |
3,7 |
7,0 |
8,4 |
10,0 |
Следующая проблема, осложняющая конкурентноспособность ЖДT и резко снижающая эффективность его функционирования – это уровень обеспеченности техническими средствами, постоянными устройствами, запасными частями (ЗЧ) и комплектующими в необходимом количестве и с высоким качеством. От них зависит как безопасность на железных дорогах, так и уровень техногенного экологического влияния ЖДT на окружающую природную среду, здоровье, жизнь населения и обслуживающего перевозки персонала отрасли. Причем на транспорте, с учетом его специфики, уровень износа ОПФ значительно превышает аналогичный показатель в других отраслях [2].С учетом амортизационных начислений сумма средств на пополнение недостающих ОПФ не покрывается доходной частью, а госбюджетные дотации составляют лишь небольшую часть от необходимого. Рост цен на приобретаемую для нужд отрасли технику значительно опережает повышение перевозочных тарифов, что лишает ЖДT возможности его самофинансирования и воспроизводства ОПФ.
В силу создавшихся экономических условий предприятия ЖДT около трети амортизационных отчислений вынуждены использовать для пополнения оборотных средств[2]. Внутренние резервы отрасли конечны и эта проблема требует решения на государственном уровне.
Сложность проблемы усугубляется тем, что значительная часть техники ЖДT – зарубежного производства. Это приводит к зависимости в приобретении запчастей от предприятий других стран и необходимости организации производства их отечественных аналогов. В структуре тягового подвижного состава (ТПС) магистрального ЖДT Украины его основная часть – тоже импортная, зарубежного или смешанного производства. Более чем третья часть ТПС из-за физического износа и морального старения подлежит списанию, оставшаяся же часть парка требует значительных валютных затрат на реновацию. До 1/4 парка из-за несоответствия его количества и объема перевозок (особенно грузовых) находится в запасе. Основную часть затрат локомотивного хозяйства (ЛХ) отрасли составляют средства на поддержание всего ТПС в работоспособном состоянии (обслуживание, ремонты), а также оплата за электроэнергию, горюче-смазочные и другие расходные материалы. При избытке мощностей по капитальному ремонту локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава (МВПС) потребности отрасли удовлетворяются лишь на 2/3, часть ТПС ремонтируется на заводах стран СНГ.
При разработке новой отечественной техники и средств для нужд отрасли основой являются возможности предприятий-изготовителей, что снижает качественный уровень конечной продукции и её безопасность. Ещё не всегда учитываются экологические показатели выпускаемой продукции.
Организация производства ТПС на отечественных предприятиях позволила осуществить разработку и изготовление опытных образцов, однако постепенная замена эксплуатируемого парка новой техникой произойдет ещё не скоро. При этом иногда принимаются решения без учёта доводов отраслевой науки, что может привести к ещё большей валютной зависимости из-за применений готовых сборочных единиц, агрегатов, технологий (особенно из стран дальнего зарубежья, Западной Европы, США).
Вынужденными мерами в этих условиях является проведение специалистами ЖДT, промышленности и отраслевых вузов совместных работ по модернизации ТПС – взаимозаменяемости однотипного оборудования; переоборудованию систем отопления, освещения, электрических схем дизель - поездов для их вождения тепловозами; замене дизелей зарубежного производства на отечественные дизели типа Д80, а также дополнительных мер по обеспечению сохранности локомотивов и МВПС, организации производства отечественных аналогов импортных запчастей к ним и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.