Состояние проблемы повышения эффективности железнодорожного транспорта Украины, страница 2

Состояние ТПС и МВПС ЖДТ Украины

Показатели

Тепловозы

Дизель-поезда

Электровозы

Эл.поезда

Наличие на 01.01.98 г., ед.

3124

216

1872

1465

Износ, %

66

79

76

71

Норма среднегодового обновления, %

5,0

5,0

3,3

3,6

Фактическое среднегодовое обновление за 1992-1997 гг., %

0,01

0,6

0,3

0,8

Потребное среднегодовое обновление в 1998-2003 гг., %

3,7

7,0

8,4

10,0

Следующая проблема, осложняющая конкурентноспособность ЖДT и резко снижающая эффективность его функционирования – это уровень обеспеченности техническими средствами, постоянными устройствами, запасными частями (ЗЧ) и комплектующими в необходимом количестве и с высоким качеством. От них зависит как безопасность на железных дорогах, так и уровень техногенного экологического влияния ЖДT на окружающую природную среду, здоровье, жизнь населения и обслуживающего перевозки персонала отрасли. Причем на транспорте, с учетом его специфики, уровень износа ОПФ значительно превышает аналогичный показатель в других отраслях [2].С учетом амортизационных начислений сумма средств на пополнение недостающих ОПФ не покрывается доходной частью, а госбюджетные дотации составляют лишь небольшую часть от необходимого. Рост цен на приобретаемую для нужд отрасли технику значительно опережает повышение перевозочных тарифов, что лишает ЖДT возможности его самофинансирования и воспроизводства ОПФ.

В силу создавшихся экономических условий предприятия ЖДT около трети амортизационных отчислений вынуждены использовать для пополнения оборотных средств[2]. Внутренние резервы отрасли конечны и эта проблема требует решения на государственном уровне.

Сложность проблемы усугубляется тем, что значительная часть техники ЖДT – зарубежного производства. Это приводит к зависимости в приобретении запчастей от предприятий других стран и необходимости организации производства их отечественных аналогов. В структуре тягового подвижного состава (ТПС) магистрального ЖДT Украины его основная часть – тоже импортная, зарубежного или смешанного производства. Более чем третья часть ТПС из-за физического износа и морального старения подлежит списанию, оставшаяся же часть парка требует значительных валютных затрат на реновацию. До 1/4 парка из-за несоответствия его количества и объема перевозок (особенно грузовых) находится в запасе. Основную часть затрат локомотивного хозяйства (ЛХ) отрасли составляют средства на поддержание всего ТПС в работоспособном состоянии (обслуживание, ремонты), а также оплата за электроэнергию, горюче-смазочные и другие расходные материалы. При избытке мощностей по капитальному ремонту локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава (МВПС) потребности отрасли удовлетворяются лишь на 2/3, часть ТПС ремонтируется на заводах стран СНГ.

При разработке новой отечественной техники и средств для нужд отрасли основой являются возможности предприятий-изготовителей, что снижает качественный уровень конечной продукции и её безопасность. Ещё не всегда учитываются экологические показатели выпускаемой продукции.

Организация производства ТПС на отечественных предприятиях позволила осуществить разработку и изготовление опытных образцов, однако постепенная замена эксплуатируемого парка новой техникой произойдет ещё не скоро. При этом иногда принимаются решения без учёта доводов отраслевой науки, что может привести к ещё большей валютной зависимости из-за применений готовых сборочных единиц, агрегатов, технологий (особенно из стран дальнего зарубежья, Западной Европы, США).

Вынужденными мерами в этих условиях является проведение специалистами ЖДT, промышленности и отраслевых вузов совместных работ по модернизации ТПС – взаимозаменяемости однотипного оборудования; переоборудованию систем отопления, освещения, электрических схем дизель - поездов для их вождения тепловозами; замене дизелей зарубежного производства на отечественные дизели типа Д80, а также дополнительных мер по обеспечению сохранности локомотивов и МВПС, организации производства отечественных аналогов импортных запчастей к ним и т.д.