На Евроазиатском континенте отдельно следует выделить группу стран, объединённых в Содружество Независимых Государств (СНГ) – Россия, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан. По абсолютным показателям работы ж.д. на 1-м месте Российские ж.д. (РЖД), на втором – Украина. Между ними разница в протяженности сети 4 раза, в грузообороте 6 раз, в штате 3 раза (~1% от численности населения). По протяжённости ж.д. сети на душу населения (436 км на 1 млн. жителей) Украина на 5-м месте (после Казахстана, Туркменистана, России и Беларуси), а по плотности ж.д. на единицу территории и по объёмам перевозки грузов на душу населения – на 1-м. По количеству перевозок 1 жителя страны в год (~9 раз) Украина на 3-м месте после России (16 раз) и Беларуси (15 раз). Уровень электрификации ж.д. сети этих ведущих стран СНГ примерно одинаков (более 1/3 длины сети). Локомотивостроение в СНГ пока имеют 3 страны – Россия, Украина и Грузия. Из бывших республик СССР, не вошедших в СНГ, локомотивостроение также имеет Латвия. Следует отметить единство технических средств, ширины пути, примерно одинаковую структуру управления и типаж подвижного состава, что объясняется их длительным функционированием (до 1992 г.)в составе единого комплекса железных дорог СССР.
В АВСТРАЛИИ, ОКЕАНИИ только две страны имеют железнодорожный транспорт.
В Австралии ж.д. линии в основном расположены на востоке и юге континента и предназначены для грузовых перевозок во взаимодействии с основным видом транспорта – морским. Электрифицировано около 7,5 % ж.д., которые в основном выполняют пассажирские пригородные перевозки. Производится собственный подвижной состав и др. средства ж.д. Здесь в 2001 г. на участке 275 км было перевезено наибольшее в мире количество груза (99732 т) в нескольких соединённых между собой составах (8 тепловозов, 682 вагона) длиной 7 км 353 м.
В Новой Зеландии ж.д. транспорт имеет вспомогательное значение, уровень линий с электрификацией незначительный, собственного производства ж.д. техники нет.
В АФРИКЕж.д. дороги имеются только в 36-ти странах из 55-ти. Только 1 страна (Южно-Африканская республика) имеет высокий уровень развития ж.д. и собственное производство подвижного состава. Электрифицировано примерно ½ сети ЮАР, значительны объёмы грузовых и пригородных пассажирских перевозок. В 1989г. в ЮАР на участке 861 км 7-ю тепловозами проведен поезд длиной 7,3 км и весом 69400 т.В остальных странах континента ж.д. имеют вспомогательное значение или вообще отсутствуют. Уровень электрификации ж.д. во всех этих странах низкий или вообще нет электрифицированных ж.д., кроме тепловозной применяется паровая тяга, подвижной состав импортный. Во многих странах различная ширина колеи или пути разобщены, общий технический уровень ж.д. (кроме ЮАР) ниже среднего.
В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (Канада, США) по объёму перевозок ж.д. дополняют основной вид транспорта – морской. Существует единая сеть ж.д., особенностями которой есть преимущество грузоперевозок тепловозной тягой (как правило кратной) на дальние расстояния, поэтому свыше 98 % парка локомотивов составляют тепловозы. Электрификация ж.д. линий менее 1%, в основном в пригородном скоростном сообщении на побережьях, дальние пассажирские перевозки не приняты. Для ж.д. США характерна также неравномерность загрузки сети – на 1/10 сети выполняется половина всех перевозок, а на 1/3 сети всего 5%. Здесь был установлен мировой рекорд локомотивной тяги – одним тепловозом проведен поезд из 250-ти вагонов весом 15500 т. 2-х путные линии составляют ~ 10% сети, ~ ½ длины сети оборудована средствами интервального движения, широко применяются средства технической диагностики, микропроцессорная техника, автоматические системы управления, энергоресурсосберегающие и экологичные технологии. С увеличением перевозок происходит закрытие малодеятельных линий – к началу 21-го века сеть ж.д. США сократилась вдвое из-за конкуренции с автомобильным и другими видами транспорта. Обе страны имеют производство локомотивов, вагонов и других средств ж.д., технический уровень которых очень высокий. Они обеспечивают свои внутренние потребности и производят их на экспорт, в основном в Центральную и Южную Америку.
ВЦЕНТРАЛЬНОЙ, ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ ж.д. в основном однопутные и узкоколейные, в ряде стран дороги имеют разную ширину колеи или их нет вообще. Единой сети также нет, линии расположены очень неравномерно, в основном в районах морских побережий, нет выхода на ж.д. сеть Северной Америки. Основу парка составляют импортные тепловозы, в ряде стран используется паровая тяга. Общий технический уровень ж.д. ниже среднего. Только в 3х странах (Мексика, Бразилия, Аргентина) этот уровень значительно выше, имеется производство средств ж.д., локомотивостроение. Электрификация линий продолжается, однако её уровень низкий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.