Назначение, область применения, преимущества, недостатки ЖДТ
Железнодорожный транспорт (ЖДТ) -- вид сухопутного транспорта, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям сообщения. Он представляет собой единый технологический комплекс линейных предприятий и учреждений производственного, кадрового и социального назначения и входит в единую транспортную систему страны.
Виды железнодорожного транспорта:
магистральный общего пользования (в Украине подчинён Министерству транспорта и связи и является основным по объёмам перевозок),
внутригородскойрельсовый общего пользования – метрополитен, трамвай (в Украине подчинён Министерству коммунального хозяйства),
промышленный не общего пользования (ж.д. транспорт промышленных предприятий и организаций государственной и других форм собственности),
военныйне общего пользования (подчинён Министерству обороны).
Каждый из них имеет свою сеть железных дорог (широкой, узкой колеи), свою инфраструктуру, свой подвижной состав и свои структуры управления.
Железнодорожный транспорт отличается высокой универсальностью. Различные виды подвижного состава и грузовых вагонов позволяют перевозить совершенно разные грузы, в том числе скоропортящиеся и опасные, требующие специальных условий перевозки. Высокая пропускная способность, высокий уровень безопасности, низкая себестоимость перевозок (особенно на дальние расстояния) и независимость от погодных условий, сезонов или времени суток -- главные преимущества ж.д. перевозок перед другими видами транспорта.
В современных условиях рыночных отношений железнодорожные перевозки являются высоко конкурентноспособными по сравнению с другими видами транспорта благодаря своей экономичности, универсальности и другим указанным выше преимуществам. По этим причинам они по-прежнему остаются наиболее распространенными в сфере пассажиро-- и грузоперевозок.
Как и у каждого вида транспорта, у доставки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом есть свои недостатки. Во-первых, не ко всем населенным пунктам и другим объектам подведены железнодорожные пути. В этом случае требуется сначала организовать доставку груза по железной дороге, затем осуществить перегрузку на автомобильный или иной вид транспорта и перевезти груз к месту назначения. Такая схема доставки увеличивает общую стоимость перевозок. Кроме того, при организации железнодорожных перевозок они нерациональны на близкие расстояния, а на дальние расстояния требуется чёткое планирование стыковок транспорта и маршрутов на железной дороге. Из-за различной ширины колеи на границах с другими странами (в Украине – на западной границе) требуются дополнительные технические средства и простои подвижного состава при замене их экипажных частей или при перегрузке. Скорости движения по ж.д. ниже скоростей авиатранспорта, примерно одинаковы или выше скоростей автотранспорта и трубопроводного транспорта, но значительно выше скоростей водных видов транспорта (речного и морского).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.