1.1. Основы теории этнологии и этногенеза
Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются многие науки: археология, история, география, философия и другие. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой – изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древнегреческого означает «описание народов» (от греческого ethnos – «племя» и grapho – «пишу»). Любопытно отметить, что, как показал Ю. К. Поплинский, сами древние греки, различая самих себя, то есть греков от не греков, именно последних именовали этносами.
В русскоязычной литературе первая обстоятельная характеристика этносов принадлежала русскому ученому С. М. Широкогорову. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других». Такое понимание этноса у Широкогорова сочетается с перечислением этой общности биологически. В частности, в советской научной литературе можно встретить мнение, что этносы представляют собой биологические единицы – популяции. Сам термин «популяция» образован от латинского «популюс» – народ, расселение [10].
Антропологи – исследователи эволюции и вариаций физического строения человека пользуются этим термином для обозначения групп людей, населяющих и малые и большие территории. Каждый этнос тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общности, но живет по законам социальным. С популяцией могут быть сопряжены и государство и религиозная община. Новые этносы возникают в результате мутации – биологического в своей основе явления. Этнос порождается общественными процессами и само его развитие – тоже один из таких процессов. Именно такое представление об этносе, как социальном явлении в широком смысле этого слова преобладает как среди советских, так и среди зарубежных ученых. Вместе с тем, и в рамках этого общего подхода к пониманию природы этноса имеются немалые расхождения. Одни исследователи, например, главными признаками этноса называют язык и культуру, другие добавляют к этому единство территории, некоторые указывают, кроме того, на характерные особенности психического склада [11].
В советской науке в свое время существовало два конкурирующих между собой значения термина «этнос». В официальной науке признавалось то, которое разрабатывал академик Ю. В. Бромлей: этнос понимался, как социокультурное явление. Этнической общностью, которую ученый назвал этниксом, является «исторически сложившаяся на территории устойчивая многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличая от всех других подобных образований, фиксированным самоназванием (этнониме)».
В полуофициальной науке было распространено альтернативное понимание термина – то, которое давал русский историк, географ, философ Лев Николаевич Гумилев. Определение очень популярное в 80е годы XX века среди студенческой молодежи – понимание этноса, как биологической единицы. Создавая свою теорию этногенеза, Гумилев положил в ее основу, в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленном тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географических и климатических условиях. Гумилев определяет этнос, как биофизическую реальность, а поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчинятся ее законам, участвуя в тех процессах, которые протекают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.