.
Глава 2. Анализфункционированиярынкажилищно-коммунальныхуслугРоссиинасовременномэтапе
2.1. Анализ формирования конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг в России и Иркутской области
Переход к конкурентному рынку ЖКУ в России процесс сложный и длительный. Основываясь на положениях экономической теории относительно создания условий для перехода России к рыночному хозяйству и последующего его развития [33, с.74-77], нами были сформулированы соответствующие условия для осуществления данных процессов в ЖКХ:
1. Формирование института реальных собственников жилья.
2. Переход от административных форм управления предприятиями к системе договорных отношений независимых субъектов хозяйствования с собственниками жилья.
3. Развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере, экономическое и правовое обеспечение создания и функционирования товариществ собственников жилья (ТСЖ).
4. Постепенное ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию и полноценному финансированию организаций, оказывающих ЖКУ.
5. Контроль со стороны соответствующих органов за деятельностью и тарифообразованием естественных локальных монополий, производящих ЖКУ.
6. Обеспечение со стороны государства социальных гарантий определенным группам населения - потребителям ЖКУ.
7. Разработка комплексной нормативно-правовой базы, согласующей интересы федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
8. Делегирование собственником жилищного фонда на конкурсной основе функций управления и обслуживания жилой недвижимости специализированным организациям.
9. Становление новых хозяйственных структур по управлению жилищным фондом, выступающих основными заказчиками ЖКУ.
Учитывая необходимость выполнения вышеприведенных условий, и основываясь на данных источников [5, 13, 17, 19, 24, 31, 34, 37, 40], проанализируем, каким образом осуществляется формирование конкурентных отношений на рынке ЖКУ России в целом и Иркутской области в частности.
Полноценными участниками рынка ЖКУ могут быть только собственники жилья или легальные его арендаторы. Из таблицы 2.1. видно, что в целом по России в 2004г. 68% жилищного фонда находилось в частной собственности, в то время как в 1990г. (на начало реформ в ЖКХ) — только 33% (рост составил 2,06 раза). В Иркутской области в 2004 году в частной собственности находилось почти 63% жилищного фонда, по сравнению с 34% в 1990 году (рост составил 1,85 раза).
Таблица 2.1.
Структура собственности на жилищный фонд
Форма собственности |
Россия |
Иркутская область |
||||
1990 |
2004 |
1990' |
2004 |
|||
- Муниципальная |
32% |
24% |
37,4% |
34% |
||
- Государственная |
67% |
8% |
66% |
3,4% |
||
- Частная8 (вкл. жилищные и жил.-строительные кооперативы) |
33% |
68% |
34% |
62,6% |
Однако на практике мы имеем следующее положение дел. Зачастую население не понимает, что в процессе приватизации квартиры оно приобрело не только права, но и обязанности собственника. Осознание новой социальной, экономической и правовой позиции собственника является сложным процессом. Вряд ли следует ожидать, что с момента принятия новых законов эти нормы незамедлительно и точно трансформируются в сознание и практические действия людей, да и практика показывает, что этого не происходит. Особенно часто встречается со стороны «новых» собственников непонимание следующих вопросов:
- осознание своих прав и обязанностей, которые касаются частей дома, находящихся в общей долевой собственности. Ответственность за эти части дома, по распространенному мнению, лежит на муниципалитете или на предприятии, на балансе которого находится дом;
- понимание того, что они должны взаимодействовать между собой по поводу эксплуатации жилого дома на основе новых принципов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.