Устройства для разгрузки и слива мазута из железнодорожных цистерн, страница 2

Для циркуляционного подогрева предварительно перед сливом переносным подогревателем прогревают отверстие в центре цистерны вплоть до сливного клапана. Затем мазут центробежным насосом прокачивается через наружный теплообменник для подогрева топлива на 10-20°С ниже температуры вспышки и подается к брандспойту, установленному в цистерне. Горячие струи мазута, вытекающие из брандспойта под давлением Па, размывают и нагревают мазут в цистерне. Рециркуляцию производят до полного слива мазута из цистерны. Интенсивное перемешивание мазута способствует более эффективному его подогреву.

На рис. 2-6 показаны схемы циркуляционного подогрева для слива мазута, разработанные ВТИ.

Первая схема рециркуляционного подогрева (рис. 2-6, а) предусматривает после прогрева в застывшем мазуте подогревателем 6 канала до спускного клапана слив мазута через трубу 10 и лоток 7 в промежуточный («нулевой») бак 11, оборудованный подогревателем 1. Затем мазут по всасывающему трубопроводу 12 подводится к центробежному насосу 2 и через подогреватель 5 к брандспойту 8 для размыва и подогрева топлива в цистерне 9. Циркуляция продолжается до полного слива мазута из цистерны. Сливаемый мазут по трубопроводу 3 подается в резервуар. После окончания слива мазут из трубопроводов, подогревателя и насоса спускается в дренажный бак 13. Заполнение насоса при откачке дренажного бака осуществляется с помощью парового эжектора 4. Промежуточный и дренажный баки оборудованы паровыми змеевиковыми подогревателями.

Вторая схема (рис. 2-6, б) предусматривает организацию замкнутой циркуляции мазута через сливную трубу 10, соединенную гибким шлангом 14 со всасывающим трубопроводом 12 насоса. Для очистки мазута от механических примесей предусмотрен фильтр 15. Подогретый мазут отводится в приемный резервуар по мазутопроводу 3. По этому же мазутопроводу при необходимости подводится горячий мазут для заполнения трубопроводов циркуляционной системы при включении установки в работу. Остальные элементы схемы аналогичны рассмотренной выше.

По третьей схеме (рис. 2-6, в) циркуляция мазута осуществляется через сифонную трубу 16, при этом по мере подогрева в цистерне мазут откачивается в резервуары. Остаток мазута из цистерны при ее очистке стекает по сливному лотку в дренажный бак. ВТИ разработана также схема для одновременного слива нескольких цистерн, при этом для каждой из них предусмотрена установка насоса, подогревателя и отдельных трубопроводов.

Сравнительные технико-экономические показатели циркуляционного подогрева мазута с другими методами по данным ВТИ приведены в табл. 2-2.

Как следует из табл. 2-2, подогрев мазутов при сливе циркуляционным способом является наиболее дешевым, хотя по расходу пара уступает подогреву стационарными змеевиками и «открытым» паром, а по продолжительности – подогреву стационарными змеевиками. Достоинством циркуляционного подогрева является отсутствие обводнения мазута при сливе.

Таблица 2-2.

Сравнительные технико-экономические показатели циркуляционного подогрева мазута в цистернах, %.

Показатель

Способ подогрева

Циркуляционный

Стационарными змеевиками

«Открытым» паром

Стоимость топлива

100

144

122

Продолжительность слива

100

84

143

Расход пара на подогрев

100

50

72

Схема установки для слива высоковязких топлив из цистерн с применением циркуляционного подогрева показана на рис. 2.7.

Перед сливом топлива из цистерны 5 в ее сливной патрубок 7 вставляют стакан 8 с паровой рубашкой и к патрубку специальным приспособлением 6 присоединяют шланг 9 от кожухотрубного теплообменника 10. После этого в стакан и теплообменник подается пар, и открывают клапан сливного патрубка. Топливо поступает в теплообменник, откуда после подогрева откачивается винтовым насосом 11 с электродвигателем 12 и по стояку со шлангом 2 через устройство 1 с раскладывающимися трубами-соплами подается внутрь цистерны. Вытекая из непрерывно двигающихся вдоль днища цистерны труб-сопл под давлением  Па, горячее топливо интенсивно перемешивается с холодным и разогревает его. Положение стояка со шлангом регулируется краном0укосиной 3 с лебедкой 4.