Для оценки уровня дипломной НИР, применяется метод бальных оценок, сущность которого заключается в том, что каждому фактору по принятой шкале присваивается определенное количество балов. Шкалу строят на основе экспертных оценок, оценку же производят по 9-ти факторам на основе предложенных характеристик факторов и их значений в баллах, и весомости факторов [11]
Расчет НТУ (общую оценку) находят по формуле:
, (4.6)
где Кту – коэффициент уровня научно-технического эффекта НИР;
– фактор научно-технической значимости в баллах;
n – число і-их факторов, приятых к оценки научно-технической
значимости (эффективности);
– фактор научно-технической значимости по максимальному значению
в баллах; НИР
– вес данного фактора для научно-технической эффективности данной
приведены в таблице 4.5.
Наименование факторов |
|||
Степень новизны |
4 |
10 |
5 |
Уровень полученного результата |
6 |
10 |
22 |
Степень теоретической обоснованности |
4 |
10 |
5 |
Степень экспериментальной проверки полученных результатов |
4 |
6 |
15 |
Наименование факторов |
|||
Трудоемкость выполненной НИР |
5 |
8 |
10 |
Перспективность работы |
5 |
10 |
10 |
Уровень достижений мировых стандартов |
1 |
10 |
8 |
Уровень реализации |
7 |
8 |
15 |
Степень готовности научного результата к практическому применению |
4 |
8 |
10 |
Основываясь на значениях приведенных в таблице 4.5 рассчитываем Кту:
Рассчитанный коэффициент НТУ вполне соответствует научно-техническому уровню выполненной дипломной НИР.
4.3 Оценка доли творческого труда по типовым этапам НИР
Наиболее важной частью непосредственного научного процесса является творческий труд – такая деятельность, результатом которой является возникновение новых знаний, развитие идей т. е. труд не повторяющейся.
В поисковых и прикладных разработках исходным предметом труда является идея, которая последовательно проходя технологические стадии НИР, получает дальнейшее развитие и превращается в продукт труда. Так на первой стадии НИР идет, в основном, процесс мысленного проникновение в существо явление и познание закономерностей, дополняющейся сбором литературы, просмотром (вторая стадия) ее и, планирование конкретной разработки.
Технико-экономический расчет (третья стадия) выполняется также на основании мысленного труда, но дополнен чисто математическими расчетами.
Основная доля творческого труда в данной НИР была посвящена эксперименту, связанному с проблематичностью получения необходимого готового продукта (четвертый этап), его математическим обоснованием (пятый этап), связанным с применением логического анализа, и математических расчетов. На стадии «принятия решения» (шестой этап) важную роль играет процесс аналитического мышления, а на стадии «внедрение» (седьмой этап) – получены результаты (материализованная исходная идея) испытывается на практике, анализируется и проверяется его соответствием (или несоответствием) исходной идеи.
Учитывая изложенное, предлагается на основе личного опыта проведения НИР и логического анализа произвести оценку доли творческого труда (в процентах к общей трудоемкости) по каждой типовой стадии проведения конкретной НИР [22].
Типовые стадии проведения НИР:
1) планирование конкретных разработок;
2) сбор и обработка информации;
3) технико-экономический расчет;
4) эксперимент;
6) принятие и исполнение решений;
8) оформление, обсуждение и сдача.
Результаты оценки представлены в виде графика рис. 4.1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.