Ограничения по доступу на российский рынок транспортных услуг

Содержание работы

К трансграничным поставкам относятся, например, международные перевозки грузов. Поставщик услуги находится вне пределов территории страны, куда поставляется услуга.

К потреблению транспортной услуги за рубежом относится, например, внутренняя перевозка груза по территории страны иностранным перевозчиком или самостоятельное экспедирование груза за рубежом.

Коммерческое присутствие охватывает не только юридических лиц в строго юридическом понимании, но и юридические единицы, имеющие отдельные схожие характеристики, поэтому этот способ включает в себя, среди прочего, филиалы и представительства транспортных, экспедиторских, агентских и иных фирм за рубежом.

Присутствие физических лиц охватывает как физических лиц (например, индивидуальных частных предпринимателей без образования юридического лица), которые сами являются поставщиками услуг (например, автотранспортных услуг), так и физических лиц, являющихся наемными работниками поставщиков -уедут (например, пилотов воздушных судов).

ГАТС является первым международным соглашением, в кото-! ром принцип режима наибольшего благоприятствования (РНБ) зафиксирован на многосторонней основе применительно к торговле услугами. Он гласит: «В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый член немедленно и безусловно предоставляет для услуг и поставщиков услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны».

Принцип РНБ затрагивает любые меры членов ГАТС, влияющие на торговлю услугами. Он распространяется на все меры членов Соглашения, влияющие на торговлю услугами в любом секторе услуг (в том числе и транспортных), поставляемых через один из способов поставки (трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, присутствие физических лиц), за рядом исключений, изъятий и ограничений._,

Обязательства по РНБ наступают с момента вступления в силу самого соглашения. В соответствии с параграфом 2 ст. II ГАТС и Приложением об изъятиях из обязательств по ст. II ГАТС члену Соглашения дается одноразовая возможность до вступления в силу ГАТС (или потом только через пять лет) изъять из РНБ меры, которые он намерен применять несовместимым с РНБ образом в дальнейшем.

При вступлении в ГАТС по каждому сектору услуг (в том числе и транспортных) каждая страна разрабатывает комплекс мер, несовместимых с РНБ, а именно: ограничения доступа на рынок и изъятия из РНБ. ;


Ограничения по доступу на российский рынок транспортных услуг. Специальных законодательных актов, регулирующих деятельность частных поставщиков услуг, в России не существует. Законы Российской Федерации регулируют экономическую деятельность всех поставщиков услуг независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. Согласно законодательству Российской Федерации осуществление ряда видов деятельности предполагает получение предпринимателем (независимо от его национальной принадлежности) соответствующей лицензии (или разрешения). На территории Российской Федерации выдача лицензий как национальным, так и иностранным поставщикам услуг осуществляется на недискриминационной основе.

Российские граждане и организации не имеют, как правило, преимуществ перед иностранными гражданами и компаниями в осуществлении деятельности по предоставлению транспортных услуг.

Главным лицензионным требованием к заявителю, вступающему на российский рынок транспортных услуг, является наличие сертификата (подтверждения профессиональной пригодности субъекта к выполнению функций оператора, экспедитора), наличие необходимых технических средств, средств связи и информатики, четкого технологического процесса обслуживания, вспомогательного оборудования и гарантии возможностей взаимодействия с субъектами транспортного комплекса России, страховых резервов.

Для получения лицензии также необходимы:

•  наличие утвержденного перечня транспортных услуг, предо ставляемых заявителем на рынок (потребителям);

•  гарантии защиты имущественных прав потребителей транс портных услуг в случаях утраты, порчи груза или срыва сроков доставки;

•  доступность заявителя пользователям рынка транспортных услуг;

•  обязательства по широкой информации населения и прочих пользователей о деятельности поставщиков транспортных услуг, тарифах, результатах работы.

Доступ на рынок услуг морского транспорта как российских, так и иностранных поставщиков транспортных услуг регулируется системой лицензирования. Лицензии выдаются на разрешительной основе на предоставление следующих видов услуг:

•  перевозка грузов, пассажиров, буксировка судов и иных пла вучих объектов;

•  работа (услуги) по обслуживанию судов в период их стоянки в портах (агентские, снабженческие и обследовательские услуги);

•  погрузочно-разгрузочные работы и складские операции;

•  брокерская деятельность по всем видам фрахтования судов для перевозки грузов в международных морских сообщениях;



180


181

Похожие материалы

Информация о работе