МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра организационной и юридической психологии
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ РАБОТНИКОВ
ДИСПЕТЧЕРСКО- ОПЕРАТОРСКОГО СОСТАВА
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: РОЛЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Студентки 5 курса
Факультета психологии
СамГПУ
Шевелевой Ларисы …отчество
Научный руководитель - …?
Допускаю к защите:
_________________
Работа защищена на заседании
Государственной экзаменационной комиссии
с оценкой _________________
Председатель ГЭК _______________________
САМАРА 2002
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПЕЦИАЛИСТОВ (основные понятия и концепции, подходы и технологии)............. 4
Оценка профессиональных способностей и профессионально важных качеств (общепсихологический подход)............................................... 4
Профориентационное направление........................................ 8
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬ..................................................................................................... 11
НОСТИ......................................................................................................... 11
Инженерная психология............................................................. 11
Психология способностей......................................................... 14
Содержание понятия «способности».................................................. 15
Общая характеристика и классификация познавательных и психомоторных способностей.............................................................. 16
Социальная психология и психология личности........ 28
Характерологические особенности...................................................... 28
Моральная надёжность........................................................................ 31
СИСТЕМА психологического ПРОФессионального ОТБОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОжном транспорте....................... 33
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ психологического ПРОФессионального ОТБОРА НА КУЙБЫШЕВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ................................................................................ 48
Описание эксперимента.............................................................. 48
Результаты........................................................................................... 52
ВЫВОДЫ..................................................................................................... 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 54
Профессиональный отбор сотрудников играет все большую роль в условиях современной жизни. Подбор персонала и сотрудников диктуется условиями все возрастающего числа техногенных катастроф, усложнением и удорожанием их подготовки. Несмотря на эти очевидные факты основной проблемой психологических служб является доказательство собственной эффективности. Это происходит из-за того что основной состав руководящих кадров воспитывался в условиях практически исключающих использование психологии в повседневной работе. Таким образом инертность представляется возможны преодолеть путём анализа с «листком и карандашом».
Поэтому данная работа имеет цель – доказать эффективности применения психологического профотбора и оценки персонала на Куйбышевской железной дороге.
В свете всего выше сказанного, актуальным будет попытка анализа эффективности работы конкретной службы. Следовательно, задачами являются:
1. 1. сбор и анализ общих подходов к психологическому описанию профессиональной деятельности;
2. 2.сбор и анализ информации по подходам к отбору и оценке специалистов на железной дороге в России и за рубежом;
3. 3.получение данных профессиональной психологической оценки дежурных по станциям;
4. 4.экспертная оценка дежурных по станциям;
5. 5.сравнение и оценка эффективности профотбора на Куйбышевской железной дороге.
Объект – результаты профессиональной оценки персонала.
Предмет – связь результатов профоценки и результатов экспертной оценки успешности деятельности специалистов.
Методы - Библиографический, экспертная оценка, методика ранговой корреляции Спирмена.
Гипотеза – результаты проф. психологической оценки достоверно отражают профессиональную успешность.
Оценкой специалистов принято называть специализированные мероприятия, направленные на анализ соответствия персонала организации, либо кандидатов на приём (знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств (ПВК)) требованиям должности и условиям работы.
Данное направление как элемент активной кадровой работы внедряется лишь в последние годы (последние 10 12 лет). Можно выделить 2 больших практических, направления культивируемые до этих пор: - оценку профессиональных способностей с т.з. их развития, структуры (общепсихологический подход) и профориентацию (профотбор раньше использовался только в особых направлениях деятельности).
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.
Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым, Б.М.Тепловым, А.А.Смирновым, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским и другими советскими психологами. Согласно данному принципу, «совместная, исторически развивающаяся деятельность людей (первично всегда практическая) обусловливает формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.