Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Международный государственный экологический
Университет имени А.Д.Сахарова
Кафедра философии, социологии и экономики
Л.А. Карпушевская
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
Минск
2008
УДК 2
ББК 86
Автор-составитель:
доцент кафедры философии, социологии и экономики
МГЭУ им. А.Д.Сахарова,
кандидат философских наук Л.А. Карпушевская
Рецензенты:
профессор кафедры философии культуры БГУ, доктор философских наук А.А.Круглов
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
МГЭУ им. А.Д.Сахарова (протокол № от апреля 2008 г.)
Карпушевская Л.А. Религиоведение ( Л.А.Карпушевская.Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2008. - с.)
В учебно-методическом комплексе излагаются основные проблемы религиоведения и свободомыслия, даются методические указания по изучению курса религиоведения.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов и преподавателей.
«Международный государственный
экологический университет имени А.Д.Сахарова», 2008
© Карпушевская Л.А., 2008
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в Республике Беларусь растет интерес к религиозной обстановке, сложившейся в последнее время. Эта обстановка с каждым днем становится все сложнее и запутаннее для граждан государства и особенно для нашей молодежи. В этой связи назрела потребность дать молодежи знания по религиоведению и свободомыслию, научить верно оценивать религиозную ситуацию в стране, знать традиционные религии, связанные с нашей культурной традицией и национальной культурой, а также понимать процессы роста неопятидесятничества и униатства, причины широкого распространения неокультов.
Курс «Религиоведения» является неотъемлемой частью гуманитарного образования в высшей школе. Он ориентирован на светский характер образования в Республике Беларусь, на приобщение нашей молодежи к огромному информационному блоку духовной культуры.
Мировая и национальная культура свидетельствуют о том, что в истории существуют две альтернативные традиции: религия и свободомыслие, определяющие мировоззренческий: выбор личности, ее ценностные и нравственные ориентиры, линию социального поведения.
Религиоведение как дисциплина культуроловедческого цикла рассматривает религию и свободомыслие как социокультурные феномены. Студенты смогут усвоить знания по теории и истории религий и свободомыслия, что поможет им легко ориентироваться в многообразии религиозных конфессий мира. Курс обогащен современной информацией по истории религий и свободомыслия.
Учебно-методический комплекс поможет студентам университета глубже изучить предмет «Религиоведения», его теоретические положения, основные понятия, персоналии истории религий и свободомыслия, неокульты, а также приобрести навыки толерантности и веротерпимости.
Курс «Религиоведения» особенно важен потому, что не повторяет другие гуманитарные курсы в учебном процессе, а дает совершенно новые знания, необходимые студентам в сегодняшней жизни: в их профессиональной деятельности, для воспитания своих детей и т.п.
Таким образом, целью обучения студентов по данной дисциплине является приобретение знаний по истории и теории религии и свободомыслия, в том числе применительно к прошлому и настоящему Беларуси. Настоящий курс решает следующие основные задачи:
- анализирует религии как социокультурного явления;
- раскрывает систему функций религии;
- изучает структуру религии;
- характеризует статус религиозных организаций в демократическом государстве;
- знакомит с многообразием религиозных традиций;
- характеризует свободомыслие как явление мировой культуры;
- анализирует современную религиозную ситуацию в Беларуси и современном мире.
В результате изучения курса студенты должны приобрести:
знание:
- основных теоретических положений религиоведения;
- основных понятий религиоведения;
- персоналий истории религии и свободомыслия;
умение характеризовать:
- религию как социокультурное явление;
- секуляризацию как исторический феномен;
- религиозную ситуацию в мире и Беларуси;
умение анализировать:
- роль религии в жизни человека и общества;
- место религии в системе культуры;
- тенденции современной религиозной жизни в Беларуси;
навыки и качества:
- диалога при обсуждении религиоведческих проблем;
- толерантности и веротерпимости.
Религиоведение развивает творческие потенции будущих специалистов высшей квалификации, повышает уровень их образования и воспитания, будит чувства и совесть молодых людей, формирует нравственные идеалы.
При работе над учебно-методическом комплексом использованы материалы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.