Учебная программа дисциплины "Основы биологии. Зоология" (Содержание учебного материала. Формы контроля знаний)

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова»

                                                                                          УтверждАЮ

                                                                                          Проректор по учебной работе

                                                                                          ____________________ О. И. Родькин

                                                                                          _______________ 2008

                                                                                          Регистрационный № УД-_____/р.

Основы биологии. Зоология

Учебная программа для специальности:

1-33 01 05 Медицинская экология

Факультет:

экологической медицины, заочного обучения

Кафедра:

биологии человека и экологии

Курс:

1

1

Семестр:

1

Лекции (часы):

36

8

Практические (семинарские) занятия (часы):

Лабораторные занятия (часы):

18

6

Всего аудиторных часов по дисциплине:

54

14

Всего часов по дисциплине:

80

54

Зачет (семестр):

-

 -

Экзамен (семестр):

1 семестр

1 семестр

Контрольная работа (месяц):

декабрь

Курсовой проект (работа) (семестр):

Форма получения высшего образования:

очная

заочная

МИНСК 2008


            Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы биологии» (регистрационный № ТД-Н.008 /тип. от 16.07.2008), учебного плана специальности очной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 2008) и учебного плана специальности заочной формы обучения (регистрационный № _____ от _______________ 2008).

            Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии (протокол № 1 от 28.08.2008).

                                                                                   Заведующий кафедрой

                                                                                   ____________________ Е.Ю. Жук

            Одобрена и рекомендована к утверждению советом факультета экологической медицины (протокол № 1 от 18.09.2008).

                                                                                   Председатель

                                                                                   ____________________ М. С. Морозик


1. Пояснительная записка

            Цель изучения дисциплины.

            Целью преподавания дисциплины «Основы  биологии. Зоология» для студентов 1 курса факультета экологической медицины МГЭУ им. А.Д.Сахарова является ознакомление студентов с основными систематическими группами животных организмов, с местом животных в экосистемах. В ходе изучения курса студенты знакомятся с многообразием животных организмов и экологическими проблемами животного мира, возникающими в результате увеличения антропогенных нагрузок на природные комплексы.

Преподавание данной дисциплины даст возможность подготовить студентов к профессиональной  деятельности и продолжить процесс экологического воспитания и образования студентов экологов, подготовить студентов к процессу обучения в период летней учебной практике по экологии.

            Изучение данного курса предусматривается учебными планами специальности
1-33 01 05 «Медицинская экология» очной и заочной форм обучения.

            Задачи дисциплины.

Ознакомить студентов с современными научными знаниями о животном мире, развить у них биологическое мышление.

В результате усвоения этой дисциплины обучаемый должен:

иметь представление

-  о многообразии современного животного мира

-  особенностях организации животных в связи с обитанием в различных экологических средах

знать и уметь использовать

-  основные сведения по экологии животных для решения вопросов экологического мониторинга

-  умение анализировать изменения в современном животном мире в связи увеличивающимися антропогенными нагрузками

иметь навыки

-  определения основных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных

-  умение ориентировать в монографической и научной литературе по зоологии.

-  планирование эксперимента исследований по экологическому мониторингу за животными организмами

            Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ п/п
Наименование дисциплины
Раздел и тема

1.   

Зоология

В объеме школьного курса

2.   

Основы биологии. Основы общей биологии

Экология

2. Содержание учебного материала

            Наименование тем, содержание и объем лекций (в скобках указан объем для заочной формы обучения):

№ п/п

Наименование тем

СОДЕРЖАНИЕ

Объем (часы)

1.   

Зоология. Предмет и задачи курса.

Основные этапы развития зоологии. Взаимосвязь зоологии с другими дисциплинами естественного цикла. Система животного мира.

6 (2)

Простейшие. Общая характеристика типа. Основные черты строения и жизнедеятельности. Экология простейших. Значение простейших в круговороте веществ в биосфере

Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Жизненные формы. Многообразие кишечнополостных.

2.   

Черви.  Экологические группы.

Общая характеристика типа плоские черви. Черты упрощения и специализации как следствие паразитизма. Основные классы и представители. Экологические группы и их роль в экосистемах.

6 (2)

Общая характеристика типа круглые черви. Основные классы и представители. Роль в экосистемах.

Общая характеристика типа кольчатые черви. Основные классы и их представители. Роль в  экосистемах.

3.   

Экологическая характеристика моллюсков.

Общая характеристика типа. Биология. Экология и практическое значение. Разнообразные экологические  группы  и их роль в водных и наземных экосистемах.

4 (0)

4.   

Экологическая характеристика членистоногих.

Общая характеристика типа. Классы ракоообразные и паукообразные. Их экологическая роль в водной и наземной экосистемах. Паразитические клещи, роль в переносе заболеваний различной этиологии.

6 (2)

Насекомые как группа, наиболее экологически приспособленная к различным средам обитания Многообразие  насекомых

5.   

Хордовые. Основные  классы позвоночных животных

Особенности организации в связи с водным образом жизни. Экологические группы рыб.

Особенности организации связи в связи с наземным образом жизни. Экологические группы амфибий и земноводных.

Особенности организации в связи с полетом. Экология птиц.

Млекопитающие как наиболее прогрессивная группа животных организмов. Экология млекопитающих. Многообразие млекопитающих в связи с условиями жизни. Адаптивные приспособления и адаптивные типы млекопитающих.

Биоразнообразие животных организмов республики Беларусь. Основные экологические группы животных в фауне республики Беларусь.

14(2)

Всего

36 (8)


3. Учебно-методическая карта дисциплины

            Номера тем, наименования тем и (или) содержания, количество аудиторных часов (лекции, практические (семинарские) занятия, лабораторные занятия и управляемая самостоятельная работа), номера методических средств, учебно-методические материалы и номера форм контроля знаний (в скобках указана информация для заочной формы обучения):

Номер темы

Наименование темы и (или) содержание

Количество аудиторных часов

Номер методического средства

Учебно-методические материалы

Номер формы контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Управляемая самостоятельная работа

1

Зоология – наука о животных. Органы и системы органов животных.

1.Основные этапы развития зоологии.

2.Взаимосвязь зоологии с другими дисциплинами естественного цикла.

3.Система животного мира

2 (1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2,3, 4 (1, 2, 3, 4)

1,2 (1,2)

1, 2 (--)

2

Основные черты строения и жизнедеятельности простейших.

Основные черты строения и жизнедеятельности простейших.

1.Простейшие. Общая характеристика типа.

2.Основные черты строения и жизнедеятельности.

3.Экология простейших.

2 (1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2,3, 4 (1,2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

2

Простейшие.

1.Особенности организации.

2.Организация наблюдений и опытов.

3.Реакции при воздействии различных факторов.

--

– (–)

2 (–)

– (–)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

5 (-)

4,5 (-)

3

Тип Кишечнополостные.

1.Общая характеристика типа. Жизненные формы.

2.Многообразие кишечнополостных.

2 (0)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2, 4 (1, 2, 4)

1,2 (--)

1, 2 (–)

4

Черви.

1.Общая характеристика червей как низшей группы двусторонне-симметричных животных.

2.Тип плоские черви. Общая характеристика типа.

3.Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними.

2 (1)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

4

Тип первичнополостные.

1.Общая характеристика типа.

2.Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей.

2 (0,5)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

4

Тип кольчатые черви.

1.Общая характеристика типа.

2.Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки.

2 (0,5)

– (–)

– (–)

– (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

4

Черви.

1.Многообразие червей.

2.Экологические группы.

3.Особенности организации

0 (0)

2 (2)

– (–)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

3,4 (3.4)

4,5 (4,5)

5

Тип моллюски.

1.Общая характеристика типа.

2.Класс брюхоногие моллюски.

3. Класс  пластинчатожаберные  моллюски.

2(1)

--

--

--

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

5

Тип моллюски.

1.Класс головоногие моллюски

2.Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде.

2(1)

--

--

--

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (–)

5

Моллюски.

1.Фауна моллюсков Беларуси.

2.Экологические группы. Особенности организации.

3.Работа с определительными моллюсками.

--

--

2(2)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

3,5 (3,5)

4,5 (4,5)

6

Тип членистоногие.

1.Общая характеристика типа.

2.Классы ракообразные, паукообразные, насекомые.

3.Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни.

4.Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний.

2(1)

--

--

--

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

6

Класс насекомые.

1.Основные отряды.

2.Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые.

2(1)

--

--

--

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

6

Класс насекомые.

1.Паразиты и переносчики возбудителей болезней.

2.Многообразие экологических групп среди насекомых

2(1)

--

--

--

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

1,2 (1,2)

1, 2 (--)

6

Насекомые.

1.Морфология и биология насекомых.

2.Определение коллекционного материала.

--

--

2(1)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

3,5 (3,5)

4,5 (4,5)

6

Насекомые.

1.Экология насекомых.

2.Основные экологические группы.

3.Определение коллекционного материала.

--

--

2(1)

1, 2, 3, 4 (1, 2,3,4)

3,5 (3,5)

4,5 (4,5)

7

Тип хордовые.

1.Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира.

2.Класс рыбы. Общая морфологическая и биологическая характеристика.

3.Экология рыб.

2(0)

--

--

--

5,6,7 (5,6,7)

1,2 ( --)

1,2 ( --)

7

Рыбы.

1.Видовой состав рыб Беларуси.

2.Их размещение по водоемам и характеристика основных экологических групп.

--

--

2(0)

5,6,7 (5,6,7)

1,3(-- )

4,5 (--)

8

Класс земноводные.

1.Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика.

2.Основные экологические группы амфибий.

2(0,5)

--

--

--

5,6,7,10д (5,6,7,10д)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

9

Класс рептилии. 

1.Морфологическая и биологическая характеристика рептилий.

2.Экология пресмыкающихся.

3.Приспособления к различным условиям существования.

2(0,5)

--

--

--

5,6,7,11д (5,6,7,11д)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

9

Амфибии и рептилии.

1.Видовое разнообразие земноводных и пресмыкающихся Беларуси.

2.Особенности организации.

--

--

2(0)

--

5,6,7,11д (5,6,7,11д)

1,3 ( -- )

4,5 (--)

10

Класс птицы.

1.Морфофизиологические особенности, биология, экология,  распространение.

2.Особенности организации в связи с полетом.

3.Экология птиц. Основные экологические группы птиц

2(0,5)

--

--

--

5,6,7, 8д (5,6,7,8д)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

10

Птицы.

1.Основные экологические группы птиц в фауне республики.

2.Особенности организации в связи с полетом.

--

--

2(0)

--

5,6,7, 8д (5,6,7,8д)

1,3 ( -- )

4,5 (--)

11

Класс млекопитающие.

1.Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации.

2.Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания.

3.Экология млекопитающих. Основные экологические группы.

2(0,5)

--

--

--

5,6,7,12д (5,6,7,12д)

1,2 (1,2)

1,2 ( -- )

11

Млекопитающие.

1.Основные экологические группы млекопитающих в фауне республики Беларусь.

2.Особенности организации.

--

--

2(0)

5,6,7,12д (5,6,7,12д)

1,2 (1,2)

1,2 (1,2)

12

Животный мир Республики Беларусь.

1.Характеристика фауны Беларуси.

2.Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах.

3.Водные экосистемы. Фитофаги в водных экосистемах республики.

4.Паразиты как специфическая группа животных.

5.Охраняемые территории в республике.

6.Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней.

2(0,5)

--

--

--

13д,14д (13д,14д)

1,2(1,2)

1,2 (1,2)

12

Полевые исследования по зоологии.

1.Программа и основные методики исследований по зоологии.

2.Методы учета численности.

3.Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии.

4.Планирование эксперимента в зоологических исследованиях.

2(0)

--

--

--

15д,16д,18д (15д,16д,18д)

1,2(--)

1,2(--)


4. Информационно-методическая часть

            Основная литература:

1.  Догель В.А. Зоология беспозвоночных. М.,1981.

2.  Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975.

3.  Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Учебник для вузов. – М. ВЛАДОС, 2003. – 592 с.: ил.

4.  Шалапенок Е.С., Буга С.В. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2002. – 272 с.: ил.

5.  Наумов Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных: в 2-х частях. - М.: Высшая школа, 1979.

6.  Наумов С.П. Зоология позвоночных  М.: Просвещение, 1973.

7.  Константинов В.М., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 527 с.: ил.

8.  Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М.,1990

 Дополнительная литература.

1.  Лопатин И.К. Основы зоологии. Минск, 1983.

2.  Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Минина Т.Н. Практикум по зоологии бес­позвоночных. М., 1985.

3.  Зеликман А.Л. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1965, 1968.

4.  Жизнь животных. 1-3 т. М., 1981-1985 гг.

5.  Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1981.

6.  Жуков П.И. Рыбы Беларуссии. Мн. 1965.

7.  Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов Н.А. Общая орнитология М., 1982.

8.  Никифоров М.Е., Яминский В.В., Шкляров Л.П. Птицы Белоруссии, Мн., 1989.

9.  Никольский Г.В. Экология рыб. М., 1974.

10.  Пикулик М.М. Земноводные Белоруссии, Мн., 1985

11.  Пикулик М.М., Бахарев В.А., Косов С. В. Пресмыкающиеся Белоруссии Мн., 1988

12.  Сержанин И.Н. Млекопитающие Белоруссии. Мн., 1981.

13.  Экологическая ситуация в Республике Беларусь Справочно-статистические сборники Мн., 1994

14.  Состояние и использование биологического разнообразия республики Беларусь. Аналитический обзор. Минск 1998, 112с.

15.  Фасулати К.К. Полевое изучение наземных беспозвоночных. М.: Высшая школа, 1973.

16.  Новиков Г.А. Полевые исследования экологии наземных позвоночных животных. М., Н., 1949.

17.  Андрианова А. С. Экология насекомых. М.: Наука, 1970.

18.  Гиляров М. С. Зоологический метод диагностики почв. М.: Наука, 1965.

19.  Яхонтов В. В. Экология насекомых. М.: Высш. школа, 1969.

20.  Адольф Т.А., Бутаев В.Т., Михеев А.В., Орлов В.И. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. М., 1983.

21.  Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии М. 1979

            Наименования и виды методических средств:

№ п.п.
Наименование или назначение
Вид

1.   

Наглядные материалы

Слайды, слюды

2.   

Проекционная техника

Диапроектор,

Эпидиаскоп

Мультимедийная система

3.   

Коллекционный материал

Коллекции моллюсков, насекомых

4.   

Оптика

Лупы

Бинокуляры

Микроскопы

5.   

Живые культуры

Культуры простейших

Формы контроля знаний

            Формы контроля знаний:

п / п

Форма

1.   

Выборочный контроль на лекциях

2.   

Проверка конспектов лекций студентов

3.   

Проведение контрольных работ на потоке

4.   

Собеседование при защите отчетов по лабораторным занятиям

5.   

Аттестация по индивидуальной работе

6.   

Собеседование во время консультаций

7.   

Проведение экзамена по курсу

5. Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами специальности

Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

Основы биологии. Основы общей биологии.

Кафедра биологии человека и экологии

нет

Протокол № 1 от 28.08.2008

Экология. Общая экология.

Кафедра биологии человека и экологии

нет

Протокол № 1 от 28.08.2008

Рабочую программу разработал:                                                                                                                                         к. б. н., доцент

                                                                                                              ____________________ Е.Ю. Жук


6. Дополнения и изменения к учебной программе на 2009 / 2010 учебный

Похожие материалы

Информация о работе