Рабочая программа по дисциплине "Генетика. Общая и экологическая генетика" (Содержание дисциплины. Практические и семинарские занятия, их содержание)

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

 Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Международный государственный экологический университет

имени А.Д. Сахарова»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебной работе

О.И.Родькин

«___» _____________2008 г.

Рабочая программа

по дисциплине

генетика.

ОБЩАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА

для специальности

1-33/01/05 – «Медицинская экология»

Факультет

Заочный

курс

II

семестр

II

лекции, часов

10

лабораторные занятия, часов

практические (семинарские)

занятия, часов

6

самостоятельная работа, часов

50

Всего часов по дисциплине

66

экзамен

II


Рабочая программа составлена на основе базовой программы по дисциплине «Генетика»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологической и молекулярной генетики (протокол №___ от____________).

Заведующий кафедрой

___________________________ С.Б. Мельнов

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета экологической медицины (протокол № ___ от ____________)

Председатель ___________________ Т.Р. Романовская

Согласовано

Декан факультета

Экологической медицины

М.С. Морозик

“___” _____________2008 г.


1.  Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины

Цель преподавания курса – освоение совокупности знаний по фундаментальной биологической науке генетике, о законах наследственности и изменчивости, лежащих в основе функционирования живой материи на всех уровнях организации от молекулярного до популяционно-видового; о генах, управляющих всем метаболизмом в клетке и обеспечивающих самовоспроизведение живых существ; о механизмах, контролирующих проявление генов в признаках как в норме, так и в условиях меняющегося влияния совокупности нормальных экологических, экстремальных и вредных условий внешней среды, о механизмах адаптации.

Задачи дисциплины

В результате усвоения этой дисциплины обучаемый должен:

иметь представление

-  об уровне развития общей генетики на сегодняшний момент

-  о перспективах развития генетики

-  о прикладных аспектах генетики

-  о наследственности и изменчивости на разных уровнях организации;

-  о генетических основах эволюции и селекции;

-  о дифференциации генетики и связи ее с другими науками

-  об основах генетики человека;

-  об общих принципах генетики патологических состояний;

-  о месте врожденной и наследственной патологии в структуре заболеваемости и смертности населения;

-  о специфике генетических эффектов радиационных воздействий;

-  о прямом и косвенном действии ионизирующих излучений;

-  о механизмах репарации мутаций;

знать и уметь использовать

-  принципиальную организацию и молекулярные механизмы регуляции функционирования ДНК в качестве основного вещества наследственности

-  принципы организации трансляции и характеристику ее отдельных компонентов в норме и патологии;

-  основные законы наследственности и изменчивости и их реализацию на клеточном, организменном и популяционном уровнях;

-  структурную (в том числе и молекулярно-генетическую) и функциональную организацию генетического материала;

-  молекулярно-генетические механизмы регуляции экспрессии генов у про- и эукариот;

-  основные модели наследования генетических заболеваний и предрасположенности к соматическим заболеваниям у человека;

-  основные пороки развития, их классификацию;

-  генетические подходы к диагностике, лечению и профилактике наследственных заболеваний;

-  механизмы повреждающего действия генетического материала радиацией

-  виды повреждений генетического материала и способы репарации этих повреждений;

-  способы оценки степени повреждения генетического материала;

иметь навыки

-  владения основами гибридологического анализа;

-   решения задач методами генетического анализа передачи по наследству генов сцепленных и сцепленных с полом;

-  генетическим анализом наследования генов в популяциях;

-  пользования медико-генетической терминологией;

-  применения цитогенетических методов для медицинской генетики;

-  владения цитогенетическими методами учета хромосомных аберраций;

-   пользования методами расчета необходимых доз облучения;

-  методы оценки риска радиационно-генетических эффектов;

-  различные методы оценки частот мутирования;

-  методы модификации генетического эффекта радиационных воздействий;

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
№ п/п
Наименование дисциплины
Раздел и тема

1.

Цитология

Митоз, мейоз, ядро

2.

молекулярная биология

Строение нуклеиновых кислот и белков

3

Биохимия

4

Общая биология


2. Содержание дисциплины

Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
№ п/п
Наименование тем
Содержание
Объем (часы)

1

Предмет, методы и задачи генетики. Исторический очерк.

Законы наследования аутосомных генов

Взаимодействия генов, их типы, роль.

Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости на разных уровнях организации.

История возникновения и развития генетики. Гибридологический метод как основной метод генетического анализа. Разнообразие методов используемых в современной генетике для изучения генетики различных объектов. Связь генетики с другими фундаментальными науками, ее прикладные аспекты; дифференциация генетики, характеристика специфики и области использования ее самостоятельных разделов, принципы и критерии их вычленения, взаимодействие и их интеграция. Задачи современной генетики

Моногибридное скрещивание (первый и второй законы Менделя). Анализирующее скрещивание. Бэккросы. Дигибридное скрещивание (Третий закон Менделя). Статистический анализ расщепления. Ген и фен. Проявления генотипа в фенотипе. Специфика проявления действия гена (признаки гена).

 Взаимодействие аллеломорфных генов: доминантность (молекулярные механизмы явления полного и неполного доминирования), кодоминантность (явление множественного аллелизма), градуальное действие гена сверхдоминирование.

Неаллельные взаимодействия: кооперация или новообразование, комплементарное взаимодействие генов, его роль в контроле функционирования цепей сопряженных реакций в клеточном метаболизме; эпистаз, эпистатические и гипостатические гены, эпистаз доминантный, рецессивный или криптомерия (гены-«проявители»); полимерия, множественные гены (полигены), гены-модификаторы, (кумулятивная и некумулятивная полимерия). Количественные признаки, особенности их проявления и генетического анализа Плейотропия, пенетрантность и экспрессивность. Влияние условий внешней среды. Норма реакции. Статистический анализ наследуемости принципов. Фенотип как результат интегрального действия всего генотипа (генетический гомеостаз) в конкретных условиях внешней среды.

2

2

Законы наследования генов, сцепленных с полом. Генетика пола

Законы Моргана. Наследование сцепленных генов. Кроссинговер.

Законы наследования нехромосомных генов.

 Генетическая детерминация пола. Типы определения пола у животных и растений. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Гетерохромосомы. Половой хроматин и его роль в диагностике нарушения нормального числа половых хромосом. Дифференциация, определение и переопределение пола в онтогенезе. Механизмы определения пола (балансовая теория Бриджеса, маскулинизирующая роль Y-хромосомы и т.д.). Наследование признаков сцепленных с полом. Реципрокные скрещивания как критерий для дифференциации признаков, сцепленных и несцепленных с полом. Крис-кросс наследование и его нарушение при нерасхождении половых хромосом; наследственные заболевания человека, вызываемые нерасхождением половых хромосом.

Цитоплазматическое наследование, контролируемое автономными ДНК-содержащими органоидами цитоплазмы: митохондриями. Цитоплазматическое наследование, обусловленное передачей вирусов, паразитов и симбионтов

2

3

Наследование генов в популяциях.

Генетика и эволюция

Изменчивость генетического материала

Модификационная (ненаследственная) изменчивость

Понятие о виде и популяции, о менделевской популяции, о частотах фенотипов, генотипов и генов (аллелей) в популяции. Специфика наследования генов в перекрестноопыляющейся популяции (панмитической). Генетическое равновесие. Математические модели в популяционной генетике. Закон Харди-Вайнберга, его роль. Понятие о внутрипопуляционном генетическом полиморфизме и генетическом грузе популяций.

Типы и механизмы генотипической (комбинативной и мутационной) изменчивости, их классификация; причины; методы учета; роль в эволюции и селекции. Типы мутаций по их адаптивному значению, по характеру изменений фенотипа, генотипа и др. Генные мутации: спонтанные мутации, индивидуальные мутации, мутагенез. Роль физических, химических и биологических факторов в продуцировании мутаций. Проблемы генетической безопасности, генетическая токсикология, система тестов

Похожие материалы

Информация о работе