Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный университет
низкотемпературных и пищевых технологий
Кафедра криогенной техники
Тепломассообменные
аппараты
низкотемпературных установок
и кондиционирования
Методические указания и контрольная
работа
для студентов специальности 070200
факультета заочного обучения и экстерната
Санкт-Петербург 2004
УДК 621.59
Иванов В.И., Холодковский С.В. Тепломассообменные аппараты низкотемпературных установок и кондиционирования: Метод. указания и контрольная работа для студентов спец. 070200 факультета заочного обучения и экстерната. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2004. – 12 с.
Представлены сведения о назначении, конструкции, принципе действия и основах расчета основных тепломассообменных аппаратов, низкотемпературных установок и кондиционирования, излагается методика изучения предмета, даются подробные указания по выполнению контрольной работы.
Рецензент
Доктор техн. наук, проф. А.Я. Эглит
Рекомендованы к изданию методической комиссией факультета заочного обучения и экстерната
Ó Санкт-Петербургский государственный
университет низкотемпературных
и пищевых технологий, 2004
Тепломассообменные аппараты составляют основу всех низкотемпературных установок и систем кондиционирования и в целом влияют на эффективность и надежность их работы. Кроме того, от них зависит продолжительность непрерывной работы установки и ее безопасность. Конструктивное оформление тепломассообменных аппаратов в каждом конкретном случае диктуется характером реализуемых процессов, условиями эксплуатации, соображениями прочности, компактности, надежности и эффективности.
Задачей курса «Тепломассообменные аппараты низкотемпературных установок и кондиционирования» является изучение физических принципов, лежащих в основе работы тепло- и массообменных аппаратов различных типов, овладение методикой их расчета и проектирования.
При изучении отдельных разделов курса рекомендуется, в соответствии с программой и методическими указаниями, прочитать относящийся к данной теме материал по литературным источникам и кратко законспектировать основные положения данной темы.
В процессе обучения студент обязан выполнить контрольное задание. Оно касается расчета блока комплексной осушки и очистки воздуха.
Выполнение его проводится в сроки, установленные учебным планом. Обучение заканчивается сдачей экзамена.
Ссылки в тексте настоящих методических указаний относятся к приведенным здесь литературным источникам.
Изучение курса начинается с рассмотрения роли тепло- и массообменных аппаратов в низкотемпературных установках и системах кондиционирования, их назначении и применении. Необходимо ознакомиться с принятой в настоящее время классификацией указанных аппаратов.
Нижеприведенное расположение тем изучаемого предмета соответствует последовательному их усвоению.
При изучении данного раздела особое внимание следует уделить особенностям теплообмена при криогенных температурах. Рассмотрите вопросы влияния разности температур, температурного уровня и гидравлических потерь на работу теплообменных аппаратов. Выясните различие между рекуперативными и регенеративными теплообменными аппаратами. Объясните влияние вторичных воздействий на эффективность работы аппаратов.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Почему так важно иметь малую разность температур между потоками теплоносителей в криогенных теплообменниках?
2. Какие свойства веществ значительно изменяются при криогенных температурах и как это влияет на работу теплообменных аппаратов?
3. Что такое температурный КПД теплообменника и от каких факторов он зависит?
4. В чем отличие рекуперативного теплообменника от регенеративного?
Литература: [1], § 4.1; [3], п. 2.1.
Выявить, какие исходные данные необходимы для расчета теплообменника. Сравнить задачи конструктивного и проверочного расчетов теплообменников. Обратить внимание на то, какую среднюю разность температур (среднелогарифмическую или среднеинтегральную) следует использовать в расчетах, какую из двух поверхностей теплообменника считать базовой (внутреннюю или внешнюю) при определении коэффициента теплоотдачи.
При изучении раздела, посвященного гидродинамическим потерям в теплообменных аппаратах, следует иметь в виду, что потери давления в канале, с физической точки зрения, неразделимы. Однако для удобства расчета их часто условно разделяют на потери трения и «местные» потери.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.