Определяем запас сопротивления усталости при совместном действии напряжений кручения и изгиба по формуле:
(2.3.1.1.2)
где запас сопротивления усталости по нормальным напряжениям;
(2.3.1.1.3)
- запас сопротивления усталости только по касательным напряжениям; (2.3.1.1.4)
где и — амплитуды переменных составляющих циклов напряжений.
Напряжение при изгибе:
(2.3.1.1.5)
Напряжение при кручении:
(2.3.1.1.6)
где Wизг. и Wкр. – момент сопротивления при изгибе и кручении соответственно.
По таблицам и графикам выбираем следующие коэффициенты:
и - постоянные составляющие;
и - коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости;
и - коэффициенты, определяющие масштабные факторы при изгибе и кручении;
Кs= 1.75 и Кt = 1.6 - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.
Материал вала сталь 40Х и для нее:
(2.3.1.1.7)
(2.3.1.1.8)
Подставив вышеуказанные коэффициенты в формулу (2.3.1.1.3) получим:
Подставив вышеуказанные коэффициенты в формулу (2.3.1.1.4) получим:
Определяем запас сопротивления усталости:
- условие выполняется;
9. Опасным сечением является сечение I-I. Проверяется вал на статическую прочность в этом сечение.
; (2.3.1.1.9)
(2.3.1.1.10)
Запас прочности для опасного сечения по нормальным напряжениям:
(2.3.1.1.11)
где sТ – предел текучести при изгибе.
Запас прочности для опасного сечения по касательным напряжениям:
(2.3.1.1.12)
При совместном действии нормальных и касательных напряжений:
При расчете на жесткость необходимо соблюдение неравенств:
(2.3.1.2.1)
(2.3.1.2.2)
где у, [у] - прогибы сечения вала, расчетный и допускаемый, мм;
q, [q] - угол поворота вала в подшипнике, расчетный и допускаемый, рад.
Допускаемые значения прогиба и угла поворота:
[у]=(0,01...0,03)m=0.03×2.25 = 0.0675 мм; (2.3.1.2.3)
(2.3.1.2.4)
Прогиб в опасном сечении определяется по правилу Верищагина:
(2.3.1.2.5)
где J – осевой момент инерции; Е = 2.11× 105 МПа - модуль упругости; w - площадь грузовой эпюры; М1(С) – ордината на единичной эпюре Мz1, расположенная под центром тяжести грузовой эпюры.
Осевой момент инерции сечения вала определяется по следующей формуле:
(2.3.1.2.6)
Для определения прогиба под шестерней Z24 строится эпюра изгибающего момента от единичной силы, приложенной в этой точке и направленной в ту же сторону, что и сила P. Эпюра в обоих плоскостях имеет одинаковый вид (рисунок 2.3.1.2.1).
Прогиб в плоскости "ZOX":
Подобным образом определяется прогиб в плоскости “YOX”, а для определения угла поворота вместо единичной силы прикладывается единичный момент и аналогично определяется угол поворота в данном сечении. Определяется суммарный прогиб (угол поворота):
(2.3.1.2.7)
Определение прогибов под колесом Z44 проводится аналогичным способом. Результаты расчетов сведены в таблицу 2.3.1.2.1.
рисунок 2.3.1.2.1 – Расчетная схема
параметр |
ZOX |
YOX |
S |
[ ] |
y1,мм |
0.062 |
0.018 |
0.064 |
0.0675 |
y2,мм |
0.058 |
0.03 |
0.065 |
|
q1,рад |
0.00079 |
0.00084 |
0.0012 |
0.01 |
q2,рад |
0.0003 |
0.00091 |
0.00096 |
Таким образом, условия прочности и жесткости выполняются. Следовательно, диаметр вала можно сохранить.
Поскольку валы коробок скоростей сравнительно быстроходны, достаточно выполнения проверочного расчета подшипников на долговечность [4]:
L>[L] (2.3.2.1)
где L, [L] - расчетная и допускаемая долговечность в млн.об;
где Lh - долговечность подшипника в часах.
Проверке подлежат подшипники на валу перед шпинделем — шариковые радиальные однорядный № 305.
Определяем суммарные реакции в опорах:
; (2.3.2.2)
; (2.3.2.3)
Производим расчет по наибольшей радиальной реакции Fr1.
Pacчетная долговечность определяется по формуле:
(2.3.2.4)
где т - степенной показатель (m = 3 для шарикоподшипников);
C-динамическая грузоподъемность подшипника (С= 14000 Н);
PЭ - эквивалентная динамическая нагрузка, которая для однорядных радиальных подшипников равна:
(2.3.2.5)
где V — коэффициент вращения, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается (при вращении внутреннего кольца V = 1); Кs = 1,2 - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки; КТ = 1,1 — температурный коэффициент.
Определив все необходимые коэффициенты, находим расчетную долговечность:
Долговечность подшипников в часах определяется по формуле:
Необходимо знать, требуется ли замена подшипников в течении работы станка. Для этого необходимо знать технический ресурс станка. По условию он составляет 15000 ч. Следовательно, необходимости замены подшипников нет.
У стандартных шпонок размеры b и h подобраны так, что нагрузку соединения ограничивают не напряжения среза, а напряжения смятия. Поэтому расчет обычно ведется только по напряжению смятия [5]:
(2.3.3.1)
где Т- номинальный крутящий момент, Н-мм; h - высота шпонки
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.