13. Сущность государства.
Концепции сущности государства:
1) Теологическая
Фома Аквинский, Августин блаженный
Т.к. государство и государственная власть имеют божественное происхождение, то социальное назначение государства задано изначально и является частью Божьего замысла о нашем мире.
Основное социальное назначение государства:
Сущность государства заключается в сочетании трех его главнейших элементов:
(+ могут быть добавлены суверенитет, международное признание, наличие правительства).
Государство по своей сути есть производная некой суммы элементов. Т.е., если мы складываем власть, имеющую территориальное распространение и население проживающее на этой территории, то получаем государство.
Государство – это аппарат в руках экономически господствующего класса, предназначенный для подавления сопротивления класса эксплуатируемых.
Таким образом, сущность, а следовательно, и социальное назначение, запрограммировано тем, у какого класса в руках находится власть
Государство – сугубо классовая структура. Возникло тогда, когда первобытное общество стало делиться на классы. Отсутствие классов приводит к отсутствию государства.
Следовательно, государство – временное явление, связанное с особой классовой структурой общества.
Б) Немарксистские
Подчеркивается общесоциальный характер государства.
Только государство в силу своей универсальности может взять на себя осуществление мероприятий, выгодных обществу в целом. Причем, государство все больше будет расширять свои функции и не только не отомрет, как предсказывают марксисты, но будет со временем усложняется.
Таким образом, государство – это институт, в существовании которого заинтересовано все общество.
Социальным назначением государства является выполнение так называемых «общих дел».
4) Юридическая
Государство – по сути, юридическое лицо:
Таким образом, сущность государства сводилась к тому, что это универсальное юридическое лицо, которое в силу своей универсальности приобрело право издавать правила поведения, обязательные для других юридических лиц. Т.е. государство – своего рода «союз союзов». При этом союзы создают свои правила поведения, а государство – общие для всех союзов и их членов.
5) Личностная
Родилась в рамках теории «общественного договора», которая пытается объяснить происхождение государства заключением некоего гипотетического общественного договора внутри общества.
2 похода:
a) Гоббс, Локк, Макиавелли: человек по своей природе плох. В догосударственную эпоху происходила война «всех против всех». Чтобы не погибнуть, люди пошли на объединение в образование, которое мы сейчас называем государством.
Сущность государства заключается в том, чтобы не дать человечеству истребить себя.
b) Человек по своей природе желает объединения с себе подобными, он не может жить в одиночку в силу того, что является коллективным животным. Следовательно, государство есть результат стремления людей объединиться в союз.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.