Подготовка речи:
Честертон: «Если что-нибудь надо сделать, то стоит сделать даже плохо» - не для публичной речи.
1. Выбор темы (О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ?) – связана с личным опытом, интересна собеседникам, не очень широкая и сложная, ни специфически узкая. ЕДИНСТВО СТРУКТУРЫ И ЦЕЛИ. Увлекательность темы зависит от: а) основных интересов аудитории, б) групповых интересов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в ней начал конфликта
2. Цель речи (ради чего? Какого эффекта вы должны добиться?). Объяснить, описать, заставить слушателей изменить свое мнение, убедить что-то сделать, обратить внимание на проблему, воодушевить, развлечь. Речи информационного и агитационного типа.
3. Собирание материала. Точки зрения разных авторов – сопоставьте.
4. Введение – вызвать интерес, сформулировать и пояснить намерение.
5. Развитие главной части речи. Организуйте идеи в виде простого и конкретного плана. Дайте определения терминам, используйте как можно больше примеров, цитаты, вопросы, чтобы подчеркнуть переход от одной мысли к другой.
6. Предложения, рекомендации, призывы к действию
7. Заключение – краткое обобщение основных идей, цитата или иллюстрация, выражающая замысел. «Даже самое хорошее начало без достойного завершения ничего не стоит» (П. Корнель)
ПОДГОТОВКА.
Сформулируйте для себя цель: убедить в чем-то, доказать что-то, познакомить с чем-то, указать на необходимость перемен, дать практические рекомендации или советы для решения определенных проблем, научить чему-то практически, сформировать определенные навыки. (Иногда целью бывает: поразить публику талантом, ученостью, необычным умением)
Выучите наизусть или подготовьте план и карточки с цитатами и пособия, схемы Прорепетируйте, отработайте сложные куски.
РЕЧИ МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗНЕСЕНЫ ЭКСПРОМТОМ ИЛИ ПОДГОТОВЛЕНЫ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГ ЗАПИСЫВАНИЯ.
Важно иметь предречевую ориентировку:
· в целях и мотивах выступления;
· в собеседниках или специфике аудитории;
· во временных пространственных и иных условиях.
Пространство выступления: как выйти и найти свое место в пространстве. Двигайтесь, меняйте мизансцену, монотонность утомляет. Закон театра: новое событие - новая мизансцена.
Наиболее эффективные условия общения, когда:
· в группе слушателей существуют расхождения во мнениях (конфликт) или у слушателей сформировано мнение, а у лектора – другое.
· Если вопрос жизненно важен для аудитории
· Когда аудитория воспринимает лектора как «своего».
Предусмотрите и подготовьтесь к вопросам, которые вам могут задать, Заранее продумайте контраргументы.
Сделайте «шпаргалки».
Подготовьте копии доклада или тезисы с целью их распространения (если надо).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.