Лабораторная работа №4
Создание сценария и контрольных примеров для верификации ПО ПТК
Цель работы:
1. Изучить принципы построения замкнутой математической модели прикладного ПО и объекта управления.
2. Выполнить построение замкнутой математической модели прикладного ПО и объекта управления в среде Simulink пакета MatLab.
3. Экспериментально проверить работоспособность полученной модели.
4. Изучить основы формирования сценариев и контрольных примеров для верификации ПО.
Знания, полученные при выполнении лабораторной работы:
· освоение принципов создания замкнутой математической модели прикладного ПО и объекта управления;
· моделирование работы замкнутой математической модели прикладного ПО и объекта управления в среде Simulink пакета инженерного проектирования MatLab;
· освоение подходов по формированию сценариев и контрольных примеров для верификации ПО.
Ключевые слова:
сценарий верификации, контрольный пример, планирование эксперимента, воспроизводимый эксперимент, стратегическое и тактическое планирование эксперимента, фактор, уровни факторов, идентификатор фактора, полнота эксперимента, методика эксперимента, статистическая обработка результатов, экспериментальный отчет, полный факторный эксперимент.
Содержание лабораторной работы
1. Общее описание
В лабораторной работе осуществляется создание сценария с контрольными примерами (КП) для отработки одного из элементов ПО системы контроля защит и блокирвок АСУ ТП реакторного отделения ЭБ АЭС. Контрольные примеры формируются с помощью моделей ПО алгоритма - TKB01704и моделей работы запорно-регулирующей арматуры типа R 209 (см. Лабораторные работы № 2 и № 3).
Далее рассмотрим теоретические основы, необходимые для определения стратегии верификации и объемов (количества) КП.
2. Методические указания
Планирование эксперимента – это комплексная процедура выбора числа опытов и условия их проведения, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.
Основная задача планирования экспериментов заключается в получение всей необходимой информации об объекте при минимальном количестве проверок.
Допустим, что целью эксперимента является изучение влияния переменной Х на переменную К, в этом случае Х называется фактором, а К – реакцией. Каждый фактор в ходе эксперимента может принимать различные значения, которые называются уровнями.
Каждый фактор может быть управляемым и неуправляемым, наблюдаемым и ненаблюдаемым, количественным и качественным, детерминированным и случайным.
При планировании эксперимента обычно одновременно изменяют несколько факторов. В этом случае большую роль играет понятие независимости, т.е. возможности установлении фактора на любом уровне независимо от уровня других факторов.
Эксперимент называется воспроизводимым, если разброс результатов опыта контролируется и не превышает заранее заданного значения.
Объект является управляемым, если на нем возможен активный эксперимент. Если экспериментатор не может влиять на ход опыта, находится в роли пассивного наблюдателя, то речь идет о пассивном эксперименте.
Планировать можно только активный эксперимент.
Рассматрим стратегическое и тактическое планирование эксперимента. Цель методов стратегического планирования – получение максимального объема информации об исследуемом объекте в каждом эксперименте, т.е. при каком сочетании уровне внешних и внутренних факторов может быть получена наиболее полная и достоверная информация о поведении объекта исследования.
При стратегическом планировании решаются две основные задачи:
1. Идентификация факторов.
2. Выбор уровней факторов.
Под идентификацией факторов понимают их ранжирование по степени влияния на значение наблюдаемой переменной или показателя эффективности.
Уровни факторов выбирают с учетом двух противоречивых требований:
- уровни факторов должны перекрывать весь возможный диапазон его изменения;
- общее количество уровней по всем факторов не должно приводит к чрезмерному объему экспериментов.
Отыскать компромиссное решение, удовлетворяющее этим требованиям, и является задачей стратегического планирования.
Совокупность методов установления необходимого объема испытаний относится к тактическому планированию.
Процесс проведения эксперимента сводится к следующим операциям:
- определение целей эксперимента с учетом теоретических и практических знаний;
- теоретическому обоснованию условий эксперимента с точки зрения его полноты;
- разработки методики эксперимента, представляющих собой совокупность конкретных способов и приемов исследования в соответствии со спецификой объекта;
- разработке экспериментальных средств исследования (ПО, моделей, стендов, приборов, имитаторов и т.д.);
- наблюдению и измерению изучаемых характеристик объекта;
- статистическая обработка результатов эксперимента, получение отчета;
- анализ результатов эксперимента и их теоретическое обобщение.
В теории планирования эксперимента одним из основных понятий является план эксперимента (сценарий), который представляет собой множество численных значений уровней факторов и условий проведения опыта.
Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней факторов, называют полным факторным экспериментом.
Как правило, такие эксперименты используются для проведения отработки ПО ПТК важных для безопасности. В этом случае (используется следующий метод) на вход модели ПТК и ОУ задают все возможные варианты (переборы) уровней факторов(с учетом их статистического моделирования) и проводят автоматический анализ выходных реакций с точки зрения их изменений. Далее анализу подвергаются варианты уровней факторов, которые приводят к изменению реакций. Выбранные варианты уровней факторов, используются для создания КП при отработке (верификации) ПО ПТК.
3. Порядок выполнения экспериментальной части работы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.