Как видно из табл. 3, в период с 1970 по 1991 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста числа всех видов строительных машин. Число экскаваторов за эти годы возросло в 1,68 раза, бульдозеров — в 1,5 раза, кранов передвижных — в 1,7 раза, автопогрузчиков — в 3,8 раза и т. д. Однако, начиная с 1992 г., парк машин в строительстве сокращается. Это обусловлено тремя обстоятельствами: во-первых, резким ростом их стоимости, что не позволяет многим строительным организациям в связи с их трудным финансовым положением приобретать необходимую технику, во-вторых, — списанием в эти годы большого количества изношенных машин и, в-третьих, — сокращением их производства. Например, выпуск экскаваторов за истекшие четыре года в целом по стране снизился в 2,6 раза, бульдозеров 5,4 раза, автогрейдеров — 2,3 раза, кранов башенных — в 14,4 раза и т. д. Аналогичная тенденция наблюдается и в 1996 г.
Сложившаяся ранее структура производства отечественного строительного машиностроения была основана на выпуске машин среднего и тяжелого класса, предназначенных для ведения работ в районах массового, сосредоточенного строительства. Потребителями таких машин выступали, как правило, крупные организации регионального и отраслевого характера, которые осуществляли водохозяйственное, транспортное, энергетическое, промышленное, жилищное и другие виды строительства. В результате изменения характера строительно-монтажных работ спрос на данную технику резко снизился и отразился на падении ее производства, начиная с 1991 г.: по экскаваторам до 20%, бульдозерам до 11,1%, автогрейдерам до 25%, кранам башенным до 5%. По этой номенклатуре машин имеется избыток производственных мощностей (В. А. Касаткин, начальник отдела механизации и технологии Департамента стройиндустрии Госстроя РФ. Новая отечественная техника//МС. № 9. 1997. С. 21-28.)
Строительная техника является активной частью основных производственных фондов (ОПФ). В 1999 г. от всего объема ОПФ стоимость машин и оборудования составила 28%, транспортных средств — 12, производственного и хозяйственного инвентаря — 2, зданий и сооружений — 58% [во65].
В строительстве все еще есть значительное количество избыточной техники. Использование режимного времени основных машин, как установлено исследованиями, составляет примерно 30— 45%.
3а годы реформ парк строительной техники сократился по основной номенклатуре в среднем на 30—35%, в том числе по экскаваторам — на 35%, бульдозерам — на 40%, кранам автомобильным — на 29%, кранам пневмоколесным — на 28%. Удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет в среднем 18—30%
Наличие некоторых строительно-дорожных машин в строительных организациях (на конец 1996 г., тыс. шт.)
1990 г. |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1996г. в % к 1990 г. |
|
Экскаваторы |
70,2 |
76,8 |
72,9 |
63,6 |
55,9 |
50,8 |
51 |
72,7 |
Скреперы |
12,9 |
16,6 |
15,5 |
13,5 |
12,4 |
9,1 |
8,7 |
64,4 |
Бульдозеры |
65,1 |
77,6 |
74,2 |
66,5 |
58,5 |
51,4 |
51 |
78,3 |
Краны передвижные |
93,5 |
106,5 |
108,8 |
95 |
88,5 |
82,3 |
80 |
85,6 |
Автогрейдеры |
8,4 |
13,9 |
15,1 |
15,2 |
13,9 |
12,7 |
13,3 |
158,3 |
При этом наличный парк машин превышает возможности их использования, поэтому сбыт новой техники затруднителен.
Износ активной части основных фондов в строительстве составляет 30%, а оборотных средств на замену изношенного оборудования недостаточно.
Уровень обновления парка строительных машин за последние 5 лет снизился в 10—12 раз
1985 г. – 14 % [та61]
В настоящее время в строительстве находится свыше 300 тыс. машин и механизмов, из которых около 19% — с истекшими сроками службы. При этом только за последние четыре года их доля по группе экскаваторов возросла с 12 до 17%, бульдозеров — с 11 до 14, кранов пневмоколесных — с 20 до 29, гусеничных — 24 до 37% и т. д.
Таблица 1
Показатели |
Данные за 1990 г. 1999 г. |
% снижения в 1999 г. в сравнении с 1990 г. |
Избыток техники в 1999 г. тыс. шт./% |
Удельный вес машин с истекшим сроком службы, % |
|
Объем выполненных строительно-монтажных работ, % |
100 |
33 |
67 |
||
Строительные машины, тыс. шт.: экскаваторы |
66,5 |
28,4 |
57,3 |
6,4 22,5 |
37,6 |
бульдозеры |
68,3 |
27,8 |
59,3 |
5,3 19,1 |
47,3 |
Краны: башенные |
21,7 |
10,8 |
50,2 |
3,6 16,6 |
54,2 |
автомобильные |
56,1 |
22,9 |
59,2 |
4,4 19,2 |
35,6 |
пневмоколесные |
14,1 |
5,9 |
58,2 |
1,2 20,3 |
48,6 |
гусеничные |
15,65 |
8,4 |
46,3 |
3,2 38,1 |
58,4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.