Считаю, что научная новизна диссертации заключается в разработке метода диагностики технического состояния ЭПА, основанного на применении вейвлет-преобразования выходных сигналов датчиков, используемых в системе диагностики (токового сигнала, активной мощности, частоты колебаний тока, вибраций и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что разработан альтернативный метод диагностики технического состояния ЭПА. Применение этого метода совместно с другими известными методами, независимыми друг от друга, обеспечит увеличение надежности и достоверности диагностики технического состояния ЭПА.
К диссертационной работе имеются следующие основные замечания:
1. Задачу диссертационного исследования, сформулированную в п. 2 на стр. 4 автореферата, решить нельзя: нельзя выполнить фильтрацию реальных шумов в выходном сигнале технической системы без потери информации о процессах, происходящих в этой системе.
2. Задача диссертационного исследования, приведенная в п. 3 на стр. 4 автореферата, сформулирована некорректно. Огибающая сигнала не может искажать форму сигнала. О какой амплитудной модуляции силы тока в фазной обмотке электродвигателя идет речь?
3. Основные положения, вынесенные на защиту, имеют разные формулировки в автореферате и диссертации.
4. Список использованной литературы содержит 6 учебных пособий, в том числе учебное пособие для техникумов 1978 года издания. Соискатель надеялся найти в этих источниках современные научные достижения по разработке методов и систем диагностики?
5. Утверждение: «Установлено, что существенным фактором снижения чувствительности методов обработки измеряемых диагностических (токовых) сигналов является наличие в них нестационарностей» (п. 1 научной новизны, стр. 4 автореферата) научной новизной не обладает. Это свойство давно известно. В частности, объясняется на стр. 61 монографии: Явленский К.Н., Явленский А.К. Вибродиагностика и прогнозирование качества механических систем. – Л.: Машиностроение, 1983 г.
6. В первой главе диссертации анализируются только экспертные методы обнаружения и распознавания неисправностей, используемые в автоматизированных системах диагностики электроприводной арматуры АЭС. Современные методы синтеза систем диагностики, базирующиеся на методах оптимального оценивания переменных состояния и параметров процессов, происходящих в обследуемых объектах, в диссертации не рассматриваются. А именно эти методы успешно применяют в системах диагностики различных электромеханических систем.
7. На стр. 24 диссертации соискатель утверждает, что: существующие методы вибрационной диагностики «… резко снижают чувствительность по мере развития дефектов; … не дают возможности перехода на ремонт машин по фактическому состоянию, так как часто пропускают аварийноопасные дефекты». Они не пригодны даже для «обнаружения нарушения состояния электрической изоляции в обмотках электрического оборудования».
Считаю, что соискатель должен представить диссертационному совету подробное обоснование этих утверждений.
8. В разделе 2.2 диссертации и на стр. 7-8 (рис. 2, 3 и 5) автореферата соискатель сравнивает друг с другом три характеристики, разные по определению:
огибающую токового сигнала, полученную предложенным им методом (первая характеристика);
огибающую среднеквадратических значений этого сигнала, полученных усреднением в скользящем временном окне;
выходной сигнал фильтра нижних частот этого же сигнала.
В результате такого сравнения он делает ошибочный вывод, что первая характеристика содержит больше информации о реальном сигнале, так как с большей точностью описывает реальное изменение огибающей токового сигнала ЭПА.
На самом деле огибающая токового сигнала содержит наименьшее количество информации о сигнале (по сравнению с двумя другими характеристиками). Так, например, при частоте измерений 10 кГц для формирования выходного сигнала фильтра нижних частот используют весь массив измеренных значений токового сигнала, а для формирования огибающей токового сигнала используют в 200 раз меньше измеренных значений этого сигнала.
9. Экспериментальные исследования, описанные в 4-ой главе, нельзя считать экспериментальной проверкой эффективности предложенных в диссертации методов диагностики технического состояния ЭПА. В экспериментах используют зубчатое колесо червячного редуктора, у которого фрезерованием уменьшали толщину зуба на 4,2%, 8,3%, 12,5%, 16,7% и 25%. При этом одну из боковых поверхностей зуба превращали в плоскость. Из результатов исследований, приведенных на графиках рис. 4.30 (стр. 104), следует, что с помощью предложенных методов этот дефект в червячной паре можно обнаружить лишь при уменьшении толщины зуба на 12,5% и больше.
Но такой дефект не может возникнуть в редукторе электроприводной арматуры АЭС в рабочих условиях функционирования. Реальные механические дефекты, возникающие в редукторах, успешно определяют с помощью существующих систем вибрационной диагностики.
Выводы: Отмеченные недостатки существенно снижают общее впечатление о диссертации. Но все же считаю, что диссертация является законченной научной работой, имеет научную новизну и практическую значимость. Полученные результаты опубликованы в 8 печатных работах, 4 статьи опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Поэтому автор диссертации, Синельщиков Павел Владимирович, заслуживаетприсуждения ученой степени кандидата технических наук по специальности 05.11.16 «Информационно-измерительные и управляющие системы (в машиностроении)».
Заведующий кафедрой автоматики, электроники
и вычислительной техники Волжского
политехнического института (филиал)
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный
технический университет»,
доктор технических наук
Гольцов А.С.
« __ » ___________ 2012 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.