Рассмотрим простейший центробежный регулятор частоты вращения прямого действия, схема которого приведена на рисунке 10.1.
Рисунок 10.1 – Кинематическая схема центробежного регулятора частоты вращения прямого действия
Чувствительным элементом регулятора являются два угловых расходящихся груза 7, закрепленных на поворотных опорах 6. Грузы приводятся во вращательное движение от коленчатого вала двигателя. Нижние концы угловых грузов опираются на элемент сравнения – упорный шарикоподшипник 5. На верхнюю обойму шарикоподшипника опирается нижним концом пружина 4, выполняющая функцию задающего элемента. Верхняя обойма шарикоподшипника жестко связана с рычагом 3, опирающимся на опору 2. Опора может перемещаться, изменяя длину плеч АВ и ВС рычага ABC. Правый конец рычага соединен с рейкой топливного насоса. Механизм 1 (зубчатая втулка и сектор) может воздействовать на верхний конец, задающий пружины, т. е. сжимать или ослаблять ее. /3/
Чувствительный элемент регулятора непрерывно замеряет параметр объекта регулирования – частоту вращения коленчатого вала и преобразует величину замеряемого параметра в выходной сигнал чувствительного элемента. В регуляторах частоты вращения прямого действия выходной сигнал является механическим, он получается в виде перемещения.
Задающий элемент регулятора подает постоянный сигнал на элемент сравнения. Величина этого сигнала соответствует величине выходного сигнала чувствительного элемента, при которой регулируемый параметр (частота вращения) является заданным. Этот сигнал задающего элемента служит как бы эталоном, который позволяет учесть величину и знак отклонения регулируемого параметра от заданного значения. Обычно задающий элемент имеет устройство для изменения задания, позволяющее изменять величину сигнала задающего элемента в ту или иную сторону.
Элемент сравнения сравнивает поданные на него встречные сигналы чувствительного элемента и задающего элемента и вырабатывает общий сигнал, который передается на регулирующий орган. При равенстве подаваемых на элемент сравнения сигналов общий сигнал рассогласования равен нулю, т. е. на регулирующий орган команды не подается и последний не перемещается.
Регулирующий орган получает от элемента сравнения сигнал рассогласования и в зависимости от его величины и знака изменяет количество энергии или вещества, подводимого к объекту регулирования (количество подводимого топлива к ДВС).
Работа регулятора заключается в следующем:
При изменении частоты вращения меняются инерционные силы центробежных угловых грузов, своими нижними концами грузы воздействуют на шарикоподшипник, перемещая его вверх или вниз. Перемещение подшипника вызывает перемещение точки А рычага ABC. Точка С рычага тоже получает перемещение и начинает передвигать топливную рейку, т. е. происходит изменение подачи топлива в цилиндры двигателя.
Например, при увеличении нагрузки на двигатель частота вращения коленчатого вала уменьшается, и центробежные угловые грузы начинают сходиться. Шарикоподшипник опускается, рычаг ABCповорачивается вокруг своей опоры В против часовой стрелки и точка С перемещается вверх, вызывая перемещение рейки топливного насоса в сторону увеличения подачи топлива. В результате частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается. Однако новое равновесное состояние регулятора (совместно с двигателем) наступит уже не при первоначальном, а при меньшем значении частоты вращения. Это объясняется тем, что рычаг ABCсовместно с рейкой топливного насоса занял иное положение: по окончании переходного процесса он развернулся против часовой стрелки и нижний конец задающей пружины опустился. Следовательно, инерционная сила грузов, которая в равновесном состоянии будет уравновешивать новое, меньшее усилие пружины, должна быть меньшей, т. е. должна соответствовать меньшему значению частоты вращения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.