Художественный мир «Колымских рассказов» В.Т.Шаламова (Рецензия на квалификационную работу)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Рецензия

на квалификационную работу

 студентки 5 курса филологического факультета Т.Ю. Ивкиной

«Художественный мир «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова»

Квалификационная работа Т.Ю.Ивкиной  посвящена актуальной и перспективной теме современного литературоведения. Научная новизна такого рода исследования заключается в применении категории «художественный мир» к творчеству В.Т. Шаламова.

Основываясь на работе Д.С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения», Т.Ю. Ивкина выделяет следующие аспекты художественного мира «Колымских рассказов»: нравственный мир, психологический, исторический, художественное время и пространство. В соответствии с этим ставится задача изучить названные аспекты художественного мира «Колымских рассказов». «Колымскими рассказами» именуется и один из сборников рассказов В.Т.Шаламова и отдельные книги писателя, включающие разные его сборники. Т.Ю.Ивкина указала, что «объектом» её исследования будут 6 сборников писателя: «Колымские рассказы», «Артист лопаты», «Левый берег», «Перчатка, или КР-2», «Воскрешение лиственницы», «Очерки преступного мира». Считаю, что для квалификационной работы это слишком большой материал. Видимо, в процессе исследования и сама студентка пришла к этой мысли: в её сочинении называются только 26 рассказов (тогда как только в одном сборнике «Колымские рассказы» 33 произведения) преимущественно из «Колымских рассказов», рассказы из других сборников вообще остались вне поля внимания студентки. Возникает вопрос, как и по какому принципу отбирались рассказы для анализа.

Структура работы Т.Ю.Ивкиной продуманная, строгая, логичная.

В первой главе сочинения – реферативной – студентка обнаружила хорошую теоретическую подготовку, умение реферировать, логично, ясно излагать сложный теоретический материал.

Глава вторая посвящена исследованию разных аспектов художественного мира «Колымских рассказов». Нравственный мир «Колымских рассказов», с точки зрения Т.Ю.Ивкиной, – это «мир зла», «нравственный тупик», в нем редки проявления человечности и т.п. Эти выводы делаются до анализа произведения и лишь подтверждаются выписками из рассказов, причем подчас даже без указания произведения. Порой студентка позволяет себе проявить эмоции наивного читателя: «После прочтения этого рассказа рушатся привычные представления о мире, о человеке». Примерно так же описывается психологический и социальный миры. Исследование было бы гораздо более плодотворным, если бы использовалась конкретная методика анализа выбранных студенткой феноменов художественного мира, выработан определенный алгоритм анализа.

В разделе «Пространство и время в «Колымских рассказах» наметился выход к анализу. Т.Ю. Ивкина выделяет целый ряд пространственных концептов: Колыма – это «страна», «архипелаг островов», пространственных образов, имеющих символический потенциал: «барак», «нары», «малая зона», «большая зона» и др., однако анализа этих образов нет. Интересным мог бы стать анализ природных образов пространства, которые выделяет студентка: солнце, небо, горы и некоторые другие, но автор квалификационной работы ограничился лишь наблюдениями и субъективными суждениями. Так, студентка считает, что «только после смерти человеку открывается и колымское небо, и горы…» В подтверждение она приводит цитату: «Рыбаков лежал между кочками неожиданно маленький. Небо, горы, река были огромны, и бог весть сколько людей можно уложить в этих горах на тропках между кочками». Во-первых, что открывается человеку после смерти – никто не знает, во-вторых, в произведении В.Т. Шаламова открывается не только небо, но и нечто другое и открывается не Рыбакову, а повествователю-свидетелю смерти Рыбакова.

Не избежала студентка и некоторых преувеличений, приводящих к казусам. Так, неожиданно студентка заявляет: «Солнце в «Колымских рассказах» никогда не светит одинаково всем, порой оно услужливо светит надзирателям и начальству». К такому представлению её приводят цитаты из рассказов (каких – она не называет): «Федоров зевнул, и его золотые, хорошо починенные зубы отразили солнечные лучи», «фигуры лагерного начальства в блестящих, как солнце, новеньких вонючих овчинных полушубках». Каким образом можно из этого было сделать столь неожиданные выводы – в работе не объясняется.

Похожие материалы

Информация о работе