, (10)
значение которого для условий изотермического расширения приведено в табл. 3.
Из изложенного выше вытекает, что для криодвигателя, весь рабочий процесс которого осуществляется при Т<To.c., понятие термического КПД цикла теряет смысл, его определить невозможно. В криодвигателе качество рабочего цикла с точки зрения совершенства преобразования располагаемой энергии рабочего тела (эксергии его энтальпии) в полезную работу оценивается только эксергетическим КПД.
Важным экономическим показателем рассматриваемого теоретического цикла криодвигателя является расход азота на 1 кВт×ч полезной работы (см. табл. 3).
Сопоставление показателей теоретических
циклов криодвигателя и
бензинового двигателя
В табл. 1, 2 и 3 приведены многочисленные данные, которыми характеризуется теоретический цикл криодвигателя. Для сравнительной оценки показателей рассматриваемого термодинамического цикла, в табл. 3 помещены также результаты расчета цикла Отто – теоретического цикла бензинового (карбюраторного) двигателя. Принятые для цикла Отто степень сжатия e = 8 и степень повышения давления l=3,7 выбраны как среднестатистические для автомобильных карбюраторных двигателей по опытным данным (Колчин А.И., 1980).
Следует обратить внимание, что энергетические показатели азотного – этого “холодного”, не потребляющего никакого топлива, двигателя, тем не менее сравнительно высоки (см. уровни l0, и ) и весьма высок качественный показатель цикла, характеризующий совершенство процесса трансформации в цикле располагаемой энергии рабочего тела (азота) в полезную работу – эксергетический КПД hех k/д @ 0,6. Названные показатели азотного цикла ниже, чем цикла Отто, но на фоне того, что криодвигатель имеет ни с чем не сравнимое преимущество – полную экологическую чистоту, с этим и некоторыми другими его недостатками, по-видимому, следует смириться.
Заключение
В статье изложены физические основы получения полезной работы за счет энергии сжиженного азота, полученного в результате обмена энергией сжиженного азота с окружающей средой.
Рассмотрены схема криодвигателя и его замкнутый теоретический цикл с изотермическим расширением. Дан энергетический и эксергетический анализ процессов цикла, расчитанного для конкретных условий: максимального давления цикла pmax= 20 МПа и параметров окружающей среды ро.с.=0,1 МПа, То.с.=288 К. Показаны особенности взаимопревращений видов энергии в условиях температур рабочего тела Т< То.с..
Установлено, что в цикле с изотермическим расширением эффективность превращения располагаемой эксергии энтальпии рабочего тела в полезную работу весьма высока – эксергетический КПД цикла hех k/д @0,6. Это лишь на 20% ниже эксергетического КПД самого совершенного цикла ДВС – цикла Отто, рассчитанного по среднестатистическим значениям степени сжатия (e = 8) и степени повышения давления (l=3.7) автомобильных карбюраторных двигателей. Эксергетический КПД цикла криодвигателя растет с повышением То.с. и pmax. Однако уровень pmax=20 МПа следует рассматривать, по-видимому, как предельно высокий с точки зрения технической приемлемости.
Литература
Бэр Г.Д. (1977). Техническая термодинамика. – Москва: Мир. – 518 с.
Бродянский В.М., Фратшер В., Михалек К. (1988). Эксергетический метод и его приложения. – Москва: Энергоатомиздат. – 288 с.
Алабовский А.Н., Недужий И.А. (1990). Техни-ческая термодинамика и теплопередача. – Киев: Выща школа. – 225 с.
Справочник по физико-техническим основам глубокого охлаждения (1963). / Под ред. Малкова М.П. – Москва: Госэнергоиздат. – 416 с.
Колчин А.И., Демидов В.П. (1980). Расчет автомобильных и тракторных двигателей. – Москва: Высшая школа. – 400 с.
Рецензент: В.Д.Сахаревич, профессор, д.т.н., ХГАЖДТ.
Введение. 1
Анализ теоретического цикла. 2
О термическом и эксергетическом КПД цикла. 7
Сопоставление показателей теоретических циклов криодвигателя и бензинового двигателя. 7
Заключение. 8
Литература. 8
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.