1 ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 2ДТА
1.1 Блок цилиндров
Блок отлит из алюминиевого сплава АК-5М ГОСТ 1583-89 за одно целое с верхним картером коленчатого вала и картером цепной передачи.
Блок двигателя представляет собой коробчато-этажную конструкцию. Для повышения
жесткости на его поверхностях имеются ребра. Верхние и нижние плиты являются установочными для гильз “мокрого” типа, отлитых из специального высокопрочного чугуна. Подвод охлаждающего масла в рубашку блока осуществляется в нижней правой части по оси цилиндров из продольного канала Ø14 мм, т.е. применен вертикальный поток охлаждения вдоль гильзы. На этой же стороне блока организован подвод масла в систему смазки, которое после фильтра переходит на левую сторону блока наклонным каналом Ø10 мм, из которого по оси цилиндров имеется отвод на смазку кулачкового вала. Вдоль левой стороны блока просверлен канал, соединяющийся с колодцами анкерных связей. С колодцев анкерных связей через наклонные каналы Ø8 мм масло подводится к коренным опорам.
Коленчатый вал фиксируется полукольцами, расположенными в крышке одной из коренных опор.
Крышки коренных подшипников изготовлены из алюминиевого сплава АК-4. Уплотнение коленчатого вала в передней и задней части двигателя обеспечивается самоподжимными сальниками манжетного типа.
1.2 Головка блока
Головка блока двигателя – из алюминиевого сплава АК-5М ГОСТ 1583-89, прошедшая термообработку с целью обеспечения стабильности геометрической формы и размеров. Головка крепится к блоку при помощи анкерных шпилек. На нее монтируется газораспределительный механизм с верхним расположением кулачкового вала, впускной и выпускной коллекторы, успокоитель цепи. Впускные каналы головки выполнены совместными, а выпускные – раздельными.
Слив масла из верхней полости головки осуществляется в передней части через полость цепного привода распределительного вала, сзади через специальные отверстия.
В верхней полости головки выполнены по два гнезда на цилиндр для установки направляющих втулок и толкателей клапанов.
Клапанный механизм состоит из клапанов, пружин, тарелок, сухарей, толкателей, шайб, маслоотражательных колпачков и подпятников. Такая установка подпятников обеспечивает простую регулировку зазора в клапанном механизме за счет установки их различной толщины.
Клапаны изготовлены из стали 40Х10С2М (ЭИ-107). Пружины клапанов выполнены из проволоки 51ХФА-Б-П-ХН-2,0/2,5 ГОСТ 14963-78. Тарелки, толкатели и сухари изготовлены из стали 38ХС ГОСТ 4543-71. Седла клапанов изготовлены из стали ХН70МВТЮБ ГОСТ 5632-72.
Для уменьшения проникновения масла через зазор между направляющей втулкой и клапаном, на направляющие втулки надеты колпачки маслоотражающие.
Камера сгорания состоит из вставки верхней и вставки нижней. Вставка верхняя и вставка нижняя изготовлены из жаропрочной стали 12Х18Н9Т ГОСТ 5949-75.
Целесообразность установки верхней вставки в камеру сгорания обосновано обеспечением многотопливности двигателя, а так же – материалом головки.
1.3 Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования прямолинейно-го возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. КШМ состоит из следующих частей: поршень, шатун и коленчатый вал.
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-25 методом литья с кристализа-цией под давлением. В головке поршня залит кольцедержатель из стали 40Г18ЮЗФ с целью снижения износа перемычек между уплотнительными кольцами.
Уплотнительное кольцо выполнено из высокопрочного чугуна, а маслосъемное – из легированного чугуна.
В головке поршня, на поверхности, обращенной к головке блока, выполнены два углубления под выступающие части клапанов из головки блока.
С целью плавного перетекания продуктов горения из вихрекамеры в пространство, образованное головкой поршня и головкой блока, в головке поршня выполнено осесимметричное направляющее углубление, которое совместно с углублениями под клапана, образуют камеру сгорания. Наружная рабочая поверхность поршня имеет овально-бочкообразную форму. С целью увеличения маслоемкости на рабочей поверхности выполнена вибронакатка, а для улучшения приработки она покрыта слоем олова толщиной 0,002…0,004 мм.
Шатун и крышка шатуна выполнены из стали 40Х. В отверстие верхней головки шатуна установлена с натягом 0,03…0,06 мм втулка из БрАЖ9-4.Стержень шатуна двутаврового сечения.
В разъемной кривошипной головке шатуна устанавливаются два стальных тонкостенных вкладыша, залитые свинцовистой бронзой БрС-30. От проворачивания и для осевой фиксации на вкладышах выштамповуются выступы, которые входят в соответствующие пазы в шатуне и крышке. Окончательная обработка вкладышей производится в узле.
Коленчатый вал двигателя штампованный из стали 45ХН. Вал полноопорный с тремя коренными и двумя шатунными шейками. Все щеки коленчатого вала имеют развитые противовесы. Для подвода масла от коренных шеек в шатунные имеются сверления. Задний конец вала заканчивается фланцем, к которому при помощи 4-х крепежных винтов, стопорных шайб и штифта крепится маховик. Маховик предназначен для уменьшения степени неравномерности вращения коленчатого вала и отбора мощности от двигателя.
1.4 Привод кулачкового вала и топливного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.