Снятие кинематической схемы узла станка: Методические указания к лабораторной работе № 1, страница 2

                                              ,                                              (2)

где  – ширина зубчатого колеса, получаемая замером штангенциркулем или линейкой.

Чаще всего значения  находятся в пределах 6...10.

2.4 Передаточное отношение привода – это произведение передаточных отношений последовательно расположенных передач кинематической цепи. Передаточные отношения передач групп записываются в скобках через точку с запятой в порядке возрастания, начиная с меньшего. Любое передаточное отношение представляется в виде отношения чисел зубьев ведущего и ведомого колес.

Передаточное отношение привода может быть представлено в двух видах – буквенном и числовом.

Пример записи передаточного отношения для привода (см. рис. 2):

2.5 Расчет минимального и максимального передаточных отношений выполняется следующим образом (например, для привода по рис. 2):

2.6 Изменение передаточного отношения привода осуществляется при переключении передач групп с помощью специальных механизмов, часто приводимых рукоятками управления (рис. 3). На эскизе панели управления целесообразно показывать возможные положения

Рис. 3. Эскиз панелиуправления

рукояток управления, обозначая сами рукоятки – буквами, а их возможные положения – римскими цифрами.

2.7 Пример записи обозначения рукоятки управления, показанной на эскизе (см. рис. 3), числа возможных положений и назначения показан ниже:

№ п/п

Обозначение

Число положений

Назначение

I

А

3 (I, II, III)

Для управления перемещением блока-тройки по валу II

3 ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ИНСТРУМЕНТЫ

Подлежат изучению коробки скоростей и подач универсальных металлорежущих станков, находящиеся на подставках в лаборатории станков. Таблички с наименованиями узлов прикреплены около каждого узла. Для измерения диаметров, ширины и шага шестерен следует использовать штангенциркули, кронциркули и масштабные линейки.

4 ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

Работа выполняется каждым студентом индивидуально или бригадами из двух (в порядке исключения – трех) студентов.

Каждой бригаде или индивидуально работающему студенту преподавателем предлагается для исследования конкретная коробка скоростей или подач станка.

5 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ПО ВРЕМЕНИ

Работа в среднем рассчитана на выполнение за 5 академических часов. В первые два часа проводится инструктаж по ТБ, осваиваются разд. 1...4 и выполняются задания п.п. 1...3 разд. 6. Во вторые два часа выполняются задания п.п. 4...8 разд. 6. В последний час заканчивается оформление бланка, подготавливаются ответы на контрольные вопросы и производится защита работы.

При проведении работы за 4 часа исключается выполнение п. 8 раздела 6.

6 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Оформление отчета ведётся в период выполнения работы на бланке, составленном в последовательности, совпадающей с последовательностью пунктов данной части настоящих указаний.

1) Записать в бланк наименование предложенного для изучения узла.

2) Изучить общее устройство и кинематику узла станка. Выявить группы передач. Составить кинематическую схему изучаемого привода.

Эскиз кинематической схемы выполняется на бланке только после утверждения её чернового наброска преподавателем.

Указания по составлению кинематической схемы и обозначение шестерен приведены в п. 2 разд. 2.

3) Подсчитать и занести в бланк числа зубьев всех колес вместе с их обозначениями в виде , , ,... .

Рассчитать и занести в бланк округленные до стандартных значений модули всех колес, а также коэффициенты ширины их зубьев (см. п. 3 разд. 2).

4) Составить в буквенном и числовом видах полное передаточное отношение исследуемого привода (см. п. 4 разд. 2).

5) Рассчитать минимальное и максимальное передаточные отношения привода (см. п.5 разд. 2).

6) Выполнить эскиз панели управления с показов всех рукояток управления скоростями со всеми возможными их положениями (см. п.6 разд. 2).

7) Отметить в бланке обозначения рукояток управления, число их возможных положений и их назначения (см. п.7 разд. 2).

8) Выполнить эскиз одного из механизмов переключения скоростей привода.

8) Механизм, подлежащий эскизированию, указывается преподавателем. Таковым может быть механизм переключения зубчатого блока, муфты, накидной шестерни и т.п. Эскиз выполняется в одной или нескольких ортогональных проекциях.

9) Некоторые возможные конструктивные элементы механизмов переключения показаны на рис. 4.


Рис. 4. Полуконструктивное изображение элементов механизмов переключения передач: а – рукоятка, ось, зубчатый сектор, ползун с рейкой и вилкой; б – ось рукоятки, переводные рычаг и камень, зубчатый блок; в, г – варианты переводных вилок; д, е – фиксаторы положения блока шестерён; ж – фрагмент механизма селективного (избирательного) управления с диском переключения и круглыми рейками

7 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называют приводом? Виды приводов.

2. Что называют кинематической цепью?

3. Что называют группой передач?

4. Что показывает кинематическая схема?

5. Как определить модуль зацепления?

6. Что показывает и как определяется коэффициент .

7. Как записывается полное передаточное отношение привода?

Ответы на предложенные преподавателем вопросы

записываются в бланке отчета

РАБОТА СЧИТАЕТСЯ ВЫПОЛНЕННОЙ

И ПРИНИМАЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

после просмотра им полностью оформленного бланка и получения правильных ответов на контрольные вопросы

и вопросы о порядке выполнения работы