Лекции № 1-14 по дисциплине "Организация, планирование и управление производством" (Процесс научно-технического нововведения. Жизненные циклы изделий. Оперативное планирование)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИИ МИНАЕВА  B.C.


РАЗДЕЛ 1. Организация и планирование создания новой техники (СОНТ)

Лекция 1. Процесс научно-технического нововведения. Жизненные циклы изделий

1.1.  Научно-техническое нововведение, как процесс преобразования.

1.2.  Этапы планирования новой продукции в рыночной экономике.

1.3.  Жизненные циклы изделий и стратегия НИОКР. Принципы и особенности организации
системы СОНТ.

1.4.  Изучение жизненного цикла новых изделий выявил ряд тенденций:

1.1. Научно-техническое нововведение, как процесс преобразования.

Техника была и остается главным источником изменений в обществе. Ведущие мировые промышленные компании обязаны своим происхождением и успехом применению оригинальных технических решений, выпуском новой продукции и внедрению наиболее совершенных технологических процессов.

Решающим условием выживания и роста промышленных предприятий являются научно-технические нововведения (НТН). Следует различать понятия НТН и НИОКР. Первое понятие предполагает рассмотрение всего инновационного процесса вплоть до коммерческого использования техники. Причем в инновационную деятельность могут быть вовлечены Н-Т результаты, полученные вне данной фирмы.

НИОКР не обязательно заканчивается нововведением. Коммерческий успех часто достигается лишь в 10% начатых проектов. Вместе с тем эффективное управление процессом НТН может значительно повысить результативность проектов.

Среди факторов, способствующих успеху НТН можно выделить:

-  ориентация на рынок;

-  соответствие целям и возможностям предприятия;

-  эффективная система отбора и оценки проектов;

-  источник творческих идей;

-  восприимчивость предприятия к нововведениям.

В долгосрочных планах промышленные фирмы определяют уровень получения прибыли на несколько лет вперед (см. график).

Кривая отражает суммарный вклад отдельных групп продукции, меняющихся по количеству, важности и т.д. Существует граница жизни продукта, поэтому ожидаемая прибыль от продуктов будет снижаться. Разница между прибылью от продуктов и планом компенсируется новыми продуктами.

Функция НИОКР - создание в нужный момент времени новых продуктов, приносящих прибыль. Разработка новых изделий связана с инновационной политикой предприятия.

Инновационная политика - это совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение введения всех типов новаций. Ее цель - сокращение сроков разработки и внедрения новой продукции, увеличение рентабельности производства и сбыта.

Новый продукт - модификация существующего изделия, которое потребитель считает значимым.

Разновидности новой продукции (НП):

-  модификация - это изменения в продукции, новые модели, улучшение (в США составляет 70% всех
новых товаров);

-  небольшое нововведение - это товары, которые ранее не производились данным предприятием, но
сбывались другими (20%);

-  значительное нововведение - это продукты, которые ранее не продавались (10%).


Инновация несет в себе большую долю риска. Из 80 - 100 идей НП воплощается только одна. Кроме того, многие товары-новинки терпят неудачу уже на рынке (40% товаров широкого потребления и 20% товаров промышленного назначения).

Причины неудач:

-  ошибки в определении спроса;

-  дефекты товара;

-  недостаточная реклама;

-  завышенная цена;

-  конкуренция.

1.2.  Этапы планирования новой продукции в рыночной экономике.

Процесс планирования новой продукции (НП) включает семь этапов цель которых состоит в принятии решения о целесообразности продолжения работы.

1 этап. Формирование идеи: Постоянный поиск возможностей создания НП. Он включает выделение
источников новых идей и методов их создания. Источниками нужды вкусы потребителей, каналы сбыта,
конкуренты, научно-исследовательские лаборатории и сотрудники предприятия.

Методы  генерации идеи включают:  мозговую атаку,  анализ существующей  продукции,  опросы потребителей, морфологический анализ.

2 этап. Отбор идеи, который осуществляется на основе 3-х групп оценочных показателей:

-  общих (потенциальная прибыль, уровень конкуренции, размеры рынка

Похожие материалы

Информация о работе