ЛЕКЦИИ МИНАЕВА B.C.
РАЗДЕЛ 1. Организация и планирование создания новой техники (СОНТ)
Лекция 1. Процесс научно-технического нововведения. Жизненные циклы изделий
1.1. Научно-техническое нововведение, как процесс преобразования.
1.2. Этапы планирования новой продукции в рыночной экономике.
1.3. Жизненные циклы
изделий и стратегия НИОКР. Принципы и особенности организации
системы СОНТ.
1.4. Изучение жизненного цикла новых изделий выявил ряд тенденций:
1.1. Научно-техническое нововведение, как процесс преобразования.
Техника была и остается главным источником изменений в обществе. Ведущие мировые промышленные компании обязаны своим происхождением и успехом применению оригинальных технических решений, выпуском новой продукции и внедрению наиболее совершенных технологических процессов.
Решающим условием выживания и роста промышленных предприятий являются научно-технические нововведения (НТН). Следует различать понятия НТН и НИОКР. Первое понятие предполагает рассмотрение всего инновационного процесса вплоть до коммерческого использования техники. Причем в инновационную деятельность могут быть вовлечены Н-Т результаты, полученные вне данной фирмы.
НИОКР не обязательно заканчивается нововведением. Коммерческий успех часто достигается лишь в 10% начатых проектов. Вместе с тем эффективное управление процессом НТН может значительно повысить результативность проектов.
Среди факторов, способствующих успеху НТН можно выделить:
- ориентация на рынок;
- соответствие целям и возможностям предприятия;
- эффективная система отбора и оценки проектов;
- источник творческих идей;
- восприимчивость предприятия к нововведениям.
В долгосрочных планах промышленные фирмы определяют уровень получения прибыли на несколько лет вперед (см. график).
Кривая отражает суммарный вклад отдельных групп продукции, меняющихся по количеству, важности и т.д. Существует граница жизни продукта, поэтому ожидаемая прибыль от продуктов будет снижаться. Разница между прибылью от продуктов и планом компенсируется новыми продуктами.
Функция НИОКР - создание в нужный момент времени новых продуктов, приносящих прибыль. Разработка новых изделий связана с инновационной политикой предприятия.
Инновационная политика - это совокупность управленческих методов, обеспечивающих ускорение введения всех типов новаций. Ее цель - сокращение сроков разработки и внедрения новой продукции, увеличение рентабельности производства и сбыта.
Новый продукт - модификация существующего изделия, которое потребитель считает значимым.
Разновидности новой продукции (НП):
- модификация - это
изменения в продукции, новые модели, улучшение (в США составляет 70% всех
новых товаров);
- небольшое нововведение - это товары, которые ранее не производились
данным предприятием, но
сбывались другими (20%);
- значительное нововведение - это продукты, которые ранее не продавались (10%).
Инновация несет в себе большую долю риска. Из 80 - 100 идей НП воплощается только одна. Кроме того, многие товары-новинки терпят неудачу уже на рынке (40% товаров широкого потребления и 20% товаров промышленного назначения).
Причины неудач:
- ошибки в определении спроса;
- дефекты товара;
- недостаточная реклама;
- завышенная цена;
- конкуренция.
1.2. Этапы планирования новой продукции в рыночной экономике.
Процесс планирования новой продукции (НП) включает семь этапов цель которых состоит в принятии решения о целесообразности продолжения работы.
1 этап. Формирование идеи: Постоянный
поиск возможностей создания НП. Он включает выделение
источников новых идей и методов их создания.
Источниками нужды вкусы потребителей, каналы сбыта,
конкуренты, научно-исследовательские
лаборатории и сотрудники предприятия.
Методы генерации идеи включают: мозговую атаку, анализ существующей продукции, опросы потребителей, морфологический анализ.
2 этап. Отбор идеи, который осуществляется на основе 3-х групп оценочных показателей:
- общих (потенциальная прибыль, уровень конкуренции, размеры рынка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.