Теория длинных волн. Цикличность в переходной экономике

Страницы работы

12 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Началах политической экономии и налогового обложения» (1817) Д. Рикардо. Имен­но А. Смит считается основоположником идей либерального направления экономической тео­рии и практики, которое характеризуется как со­вокупность взглядов на функционирование рыноч­ного хозяйства и принципов экономической поли­тики, отвергающих необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь. Во Франции в период волны подъема первого ЦТР, противо­поставив трудовой теории стоимости идею о рав­ноценности трех факторов производства в созда­нии цены товара, тем не менее, способствовал ут­верждению и развитию идей экономического ли­берализма в своем «Трактате политической эко­номии» (1803) Ж.Б. Сэй.

    Понижательная волна или волна спада первого ЦТР характеризовалась рас­пространением принципов либерализма в эконо­мике. Однако среди идей «классической школы» постепенно зарождались концепции, отстаиваю­щие необходимость государственного регулиро­вания хозяйственного механизма, появление ко­торых было вызвано первыми экономическими кризисами, произошедшими в наиболее развитых странах. Кроме того, появление и использование принципов протекционизма, идей участия госу­дарства в экономическом воспитании наций было характерно для слаборазвитых государств того периода, в частности для Германии, что способствовало формированию экономических концеп­ций, обслуживающих процесс «реформистского» пути становления промышленного капитализма.

К середине XIX столетия, в недрах доктрины эко­номического либерализма по мере возрастания неурядиц в реальной хозяйственной практике начали зарождаться идеи социально-экономические реформ при помощи государственного участия.

Начало повышательной волны второго большого цикла или первого «цикла трансформации мирохозяйственных связей» (ЦТМС) отмечено круп­нейшими научными открытиями и техническими изобретениями, которые послужили основой новых технологий и соответствующих им технико-технологическим и организационно-производственным решениям "Среди них, - писал Кондратьев, - можно указать: значительное усовершенствова­ние паровоза (1824 г.), изобретение турбины (1824-1827 гг.), начало ис­пользования портландского цемента (1824 гг.), начало добычи чилийской селитры (1830 г.), открытие индукции (Фарадей. 1832 г.), изобретение электромагнитного телеграфа (1832 г.), телеграф Морзе (1837 г.), постройка первого колесного парохода (1836 г.), изобретение парового насоса (1840 г.), и др.'" Ряд изо­бретений и технико-технологических решений позже были использованы промышленностью, революционизировали ее,   способствуя   появлению принципиально  новых  отраслей  промышленности,  улучшая  конкретно-экономические методы производства и совершенствуя промышленную, ор­ганизационную структуру и менеджмент. С 30-40-х гг. XIX в. стремительно развивался железнодорожный транспорт в Англии, США. Франции. Герма­нии и России. Также характеризовала собой появление и развитие ряда концепций, доказывающих целесообразность государственного участия в регулировании неко­торых вопросов

Похожие материалы

Информация о работе