Зависимости модуля и угла комплексного входного сопротивления от частоты
и
. (3.6)
![]() |
а б
На рис. 3.3 представлены частотные характеристики
модуля и угла входного сопротивления контура, рассчитанные по формулам (3.6)
для различных значений добротности - Q. На графиках видно, что входное
сопротивление достигает минимального значения при резонансной частоте и максимальное значение при частотах
и
.
Характер входного сопротивления в диапазоне частот
является
емкостным, а в диапазоне
- индуктивным.
![]() |
а б
Зависимости действующего значения входного тока и его фазы от частоты
и
. (3.7)
На рис. 3.4 показаны зависимости действующего значения входного тока и его фазы от частоты, рассчитанные по формулам (3.7) для различных значений добротности - Q. Как видно из графиков, ток достигает своего максимального значения при резонансной частоте и нулевого значения при частоте, равной нулю и бесконечности.
![]() |
а б
АЧХ и ФЧХ для напряжения на ёмкости
и
. (3.8)
На рис. 3.5 показаны ЛАЧХ - и ФЧХ -
.
В качестве выходного напряжения задано напряжение на емкости. Характеристики
построены по формулам (3.8). Выходное напряжение и, следовательно, ЛАЧХ
достигают своего максимального значения при резонансе. Максимумы характеристики
при резонансной частоте не совпадают
и тем больше, чем ниже добротность Q (рис.3.5,а).
Характеристики (6) – (8) удобно строить в зависимости от относительной
частоты . В (3.6) – (3.8) учтывая
характеристическое сопротивление -
и добротность – Q, а также
,
получим
и
; (3.9)
и
; (3.10)
и
. (3.11)
Величину называют обобщённой расстройкой.
Для резонансного режима величина
.
Частотные характеристики чаще строят в функции частоты
или -
, реже от расстройки -
.
С целью оценки уровня искажения сигналов для
колебательного контура используют понятие полосы пропускания (П). Полосой пропускания контура называют диапазон
частот, в котором АЧХ уменьшается не более, чем в раз по сравнению с ее значением при
резонансной частоте, что соответствует на ЛАЧХ уменьшению характеристики на –3
дБ (рис. 3.5,а). Полоса пропускания контура
,
где
и
-
граничные частоты полосы пропускания.
3.2. Программа подготовки к работе
При подготовке к лабораторной работе каждый студент должен изучить
разделы курса ОТЭЦ [1], § 5.1…5.6, ответить на вопросы одного из вариантов и
результаты занести в соответствующие графы табл. 3.2, 3.3. Исходные данные к
расчетам и опытам приведены в табл. 3.1. Для всех расчетов .
Таблица 3.1
Номер стенда |
|
|
Для всех вариантов. Индуктивность и активное сопротивление катушки:
|
мкФ |
Ом |
||
1 |
0.033 |
50 |
|
2 |
0.01 |
100 |
|
3 |
0.022 |
150 |
|
4 |
0.01 |
50 |
|
5 |
0.022 |
100 |
|
6 |
0.033 |
150 |
|
7 |
0.022 |
50 |
|
8 |
0.033 |
100 |
|
9 |
0.01 |
150 |
|
10 |
0.022 |
68 |
![]() |
Рис. 3.6
Таблица3.2
f (Гц) |
400 |
1000 |
|
15000 |
2000 |
|
w (рад/с) |
|
|||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
- |
||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
Таблица 3.3
|
|
Q |
r |
|
|
|
Гц |
рад/с |
- |
Ом |
Гц |
Гц |
|
Расчет |
||||||
Опыт |
Вариант 1
Для
схемы рис. 3.6 определить добротность - Q,
характеристическое сопротивление - r,
а также для частоты f = 1000 Гц - комплексы действующих
значений тока
,
напряжений
,
и
, комплекс входного
сопротивления
,
комплексную передаточную функцию -
, значение ЛАЧХ -
и ФЧХ -
.
Результаты
расчета для каждой схемы внести в табл. 3.2, 3.3.
Для
рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
Вариант 2
Для
схемы рис. 3.6 найти резонансную частоту
и
, а также для частоты
определить
комплексы действующих значений тока
, напряжений
,
и
, комплекс входного
сопротивления
,
комплексную передаточную функцию -
, значение ЛАЧХ -
и ФЧХ -
.
Результаты
расчета для каждой схемы внести в таб. 3.2, 3.3.
Для
рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
Вариант 3
Для
схемы рис. 3.6 и частоты
Гц
определить комплексы действующих значений тока
, напряжений
,
и
, а также комплекс входного
сопротивления
,
комплексную передаточную функцию -
, значение ЛАЧХ -
и ФЧХ -
.
Результаты
расчета внести в табл. 3.2.
Для
рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
2.3. Состав применяемых приборов
В лабораторной работе используются следующие основные блоки:
1. Генератор звуковых частот ЗГ1-06;
2. Комбинированный блок измерителя активной и реактивной мощностей, фазометр ИМФ1-01
3. Блок амперметра-вольтметра АВ1-07
4. Стенд с объектами исследования С3-ЭМ01
5. Цифровой осциллограф ОЦЛ2-01
Для соединения элементов стенда используются короткие проводники, а для соединения с приборами комплекса – длинные.
3.4. Порядок выполнения работы
Собрать схему по рис 3.7. В схему включить
элементы
,
и
. Значение переменного сопротивления R взять из табл.
3.1. Установить напряжение генератора
.
Включить и настроить осциллограф (на схеме ЭО). Определить резонансную частоту
. Для этого плавно изменяя частоту генератора f от 1000 до
15000 Гц необходимо получить разность фаз входного напряжения и тока - j (показание фазометраИМФ1-01), равную нулю. При этом ток в цепи достигает
максимальной величины (показание амперметраАВ1-07). Задавая частоту генератора
400,
1000,
, 15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра
и фазометра комплексы действующих значений напряжения
и тока
.
Результаты измерений занести в табл. 3.2 и 3.3.
![]() |
Рис. 3.7
С экрана осциллографа срисовать осциллограммы
напряжений
и
для частот - 1000,
и 15000 Гц. Масштабы напряжений и времени записать на осциллограммах.
В схеме рис. 3.7 поменять местами резистор R и
индуктивность
. Задавая частоту генератора
400,
1000,
, 15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра прибора
ИМФ1-01
и фазы j комплексы действующих значений
напряжения на катушке индуктивности
.
Результаты измерений занести в табл. 2.
В схеме рис. 3.7 поменять местами катушку
и конденсатор
.
Задавая частоту генератора
400, 1000,
,
15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра
и
фазометра j комплексы действующих значений напряжения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.