Зависимости модуля и угла комплексного входного сопротивления от частоты
и . (3.6)
а б
На рис. 3.3 представлены частотные характеристики модуля и угла входного сопротивления контура, рассчитанные по формулам (3.6) для различных значений добротности - Q. На графиках видно, что входное сопротивление достигает минимального значения при резонансной частоте и максимальное значение при частотах и . Характер входного сопротивления в диапазоне частот является емкостным, а в диапазоне - индуктивным.
а б
Зависимости действующего значения входного тока и его фазы от частоты
и . (3.7)
На рис. 3.4 показаны зависимости действующего значения входного тока и его фазы от частоты, рассчитанные по формулам (3.7) для различных значений добротности - Q. Как видно из графиков, ток достигает своего максимального значения при резонансной частоте и нулевого значения при частоте, равной нулю и бесконечности.
а б
АЧХ и ФЧХ для напряжения на ёмкости
и . (3.8)
На рис. 3.5 показаны ЛАЧХ - и ФЧХ - . В качестве выходного напряжения задано напряжение на емкости. Характеристики построены по формулам (3.8). Выходное напряжение и, следовательно, ЛАЧХ достигают своего максимального значения при резонансе. Максимумы характеристики при резонансной частоте не совпадают и тем больше, чем ниже добротность Q (рис.3.5,а).
Характеристики (6) – (8) удобно строить в зависимости от относительной частоты . В (3.6) – (3.8) учтывая характеристическое сопротивление - и добротность – Q, а также
,
получим
и ; (3.9)
и ; (3.10)
и . (3.11)
Величину называют обобщённой расстройкой. Для резонансного режима величина . Частотные характеристики чаще строят в функции частоты или - , реже от расстройки - .
С целью оценки уровня искажения сигналов для колебательного контура используют понятие полосы пропускания (П). Полосой пропускания контура называют диапазон частот, в котором АЧХ уменьшается не более, чем в раз по сравнению с ее значением при резонансной частоте, что соответствует на ЛАЧХ уменьшению характеристики на –3 дБ (рис. 3.5,а). Полоса пропускания контура , где и - граничные частоты полосы пропускания.
3.2. Программа подготовки к работе
При подготовке к лабораторной работе каждый студент должен изучить разделы курса ОТЭЦ [1], § 5.1…5.6, ответить на вопросы одного из вариантов и результаты занести в соответствующие графы табл. 3.2, 3.3. Исходные данные к расчетам и опытам приведены в табл. 3.1. Для всех расчетов .
Таблица 3.1
Номер стенда |
|
|
Для всех вариантов. Индуктивность и активное сопротивление катушки: = 15 мГн = 12 Ом |
мкФ |
Ом |
||
1 |
0.033 |
50 |
|
2 |
0.01 |
100 |
|
3 |
0.022 |
150 |
|
4 |
0.01 |
50 |
|
5 |
0.022 |
100 |
|
6 |
0.033 |
150 |
|
7 |
0.022 |
50 |
|
8 |
0.033 |
100 |
|
9 |
0.01 |
150 |
|
10 |
0.022 |
68 |
Рис. 3.6
Таблица3.2
f (Гц) |
400 |
1000 |
|
15000 |
2000 |
|
w (рад/с) |
|
|||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
- |
||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
||||||
|
расчет |
- |
- |
|||
опыт |
Таблица 3.3
|
|
Q |
r |
|
|
|
Гц |
рад/с |
- |
Ом |
Гц |
Гц |
|
Расчет |
||||||
Опыт |
Вариант 1
Для схемы рис. 3.6 определить добротность - Q, характеристическое сопротивление - r, а также для частоты f = 1000 Гц - комплексы действующих значений тока , напряжений , и , комплекс входного сопротивления , комплексную передаточную функцию - , значение ЛАЧХ - и ФЧХ - .
Результаты расчета для каждой схемы внести в табл. 3.2, 3.3.
Для рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
Вариант 2
Для схемы рис. 3.6 найти резонансную частоту и , а также для частоты определить комплексы действующих значений тока , напряжений , и , комплекс входного сопротивления , комплексную передаточную функцию - , значение ЛАЧХ - и ФЧХ - .
Результаты расчета для каждой схемы внести в таб. 3.2, 3.3.
Для рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
Вариант 3
Для схемы рис. 3.6 и частоты Гц определить комплексы действующих значений тока , напряжений , и , а также комплекс входного сопротивления , комплексную передаточную функцию - , значение ЛАЧХ - и ФЧХ - .
Результаты расчета внести в табл. 3.2.
Для рассчитанного режима построить векторные диаграммы токов и напряжений.
2.3. Состав применяемых приборов
В лабораторной работе используются следующие основные блоки:
1. Генератор звуковых частот ЗГ1-06;
2. Комбинированный блок измерителя активной и реактивной мощностей, фазометр ИМФ1-01
3. Блок амперметра-вольтметра АВ1-07
4. Стенд с объектами исследования С3-ЭМ01
5. Цифровой осциллограф ОЦЛ2-01
Для соединения элементов стенда используются короткие проводники, а для соединения с приборами комплекса – длинные.
3.4. Порядок выполнения работы
Собрать схему по рис 3.7. В схему включить элементы , и . Значение переменного сопротивления R взять из табл. 3.1. Установить напряжение генератора . Включить и настроить осциллограф (на схеме ЭО). Определить резонансную частоту . Для этого плавно изменяя частоту генератора f от 1000 до 15000 Гц необходимо получить разность фаз входного напряжения и тока - j (показание фазометраИМФ1-01), равную нулю. При этом ток в цепи достигает максимальной величины (показание амперметраАВ1-07). Задавая частоту генератора 400, 1000, , 15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра и фазометра комплексы действующих значений напряжения и тока . Результаты измерений занести в табл. 3.2 и 3.3.
Рис. 3.7
С экрана осциллографа срисовать осциллограммы напряжений и для частот - 1000, и 15000 Гц. Масштабы напряжений и времени записать на осциллограммах.
В схеме рис. 3.7 поменять местами резистор R и индуктивность . Задавая частоту генератора 400, 1000, , 15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра прибора ИМФ1-01 и фазы j комплексы действующих значений напряжения на катушке индуктивности . Результаты измерений занести в табл. 2.
В схеме рис. 3.7 поменять местами катушку и конденсатор . Задавая частоту генератора 400, 1000, , 15000 и 18000 Гц, измерить с помощью вольтметра и фазометра j комплексы действующих значений напряжения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.